Семья индейцев в США, социальное развитие, кризисы и проблемы > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Семья индейцев в США, социальное развитие, кризисы и проблемы

Семья индейцев в США, социальное развитие, кризисы и проблемы


Семья индейцев независимо от своего типологического варианта выступает, подобно всякой семье, как определенная социальная система, выполняющая ряд функций, заданных общественными потребностями (креативную, экономическую, социализации и инкультурации подрастающего поколения и т.п.). На разных этапах существования семьи на первый план, естественно, могут выходить различные функции, но одна из них — экономическая — является постоянно необходимой. Экономическая функция семьи, направленная на создание и укрепление ее материальных основ, на пpaктике распадается на две подфункции: производственную и потребительскую. Рассмотрим вначале первую из них.

Содержание

Семья как производственный коллектив

В отличие от других групп населения страны индейская семья значительно дольше, приблизительно до середины 60-х годов, сохраняла значение производственного коллектива. Это связано прежде всего с изолированностью резерваций от рынков наемного труда: основным способом существования жителей общин было тогда сельское хозяйство, которым занималось свыше 1/3 коренных американцев. Однако уже в тот период производственная деятельность индейской семьи мало отличалась от аналогичных занятий белых фермеров и ранчменов. Основное, что, пожалуй, выделяло агропроизводителей резерваций, — это низкий уровень развития их хозяйств и как следствие — невысокая рентабельность, уступавшая общенациональным средним показателям в 2—2,5 раза.

Вместе с тем отмеченные обстоятельства способствовали консервации в индейских семьях некоторых традиционных коллективистских форм и методов ведения хозяйства, в особенности животноводческого, которые и составили специфику экономической деятельности семей коренных жителей США. Так, например, в общине навахов в конце 50-х — начале 60-х годов еще существовали отдельные традиции организации скотоводства. Хотя большинство операций, связанных с разведением и выпасом животных, даже в то время велось силами нуклеарной семьи, некоторые трудоемкие, требовавшие большого числа участников работы (кастрация, вакцинация, подпил рогов) осуществлялись, как правило, сообща группой родственников, а порой даже родственной группой семей. Правда, несмотря на это, потрeбление продукции, а тем более ее реализация на рынке носили индивидуализированный хаpaктер. Однако при церемониях в пределах группы сородичей, когда требовалось забить животное для праздничной трапезы, индивидуальная собственность на него не играла существенной роли. Старший по возрасту родственник обычно определял, чье животное лучше заколоть.

Аналогичная ситуация была зафиксирована и у апачей хикарилья. Здесь в 50-х годах имели место случаи, когда большая семья сохраняла не только функции хозяйственной единицы, но и потребительского сообщества: дети, обеспечившие себя какой-либо работой по найму, но не оторвавшиеся полностью от сельского хозяйства, могли уступать доходы от своих стад родителям или другим старшим родственникам.

Подобные специфические черты хозяйствования не могли не сказаться на нормах отношений между родичами. В частности, у навахов в рассматриваемый период имелся неписаный кодекс отношений между семьями в родстве, касающихся собственности на землю. Хотя каждая нуклеарная семья являлась владельцем своего пастбищного участка, нарушение границ которого члeнами общины обсуждалось, краткосрочный прогон через него стад, принадлежавших родственникам, считался само собой разумеющимся и плата за это не взималась. Более того, огораживание своего пастбища нередко расценивалось как асоциальный поступок. Однако в настоящее время обо всем этом можно говорить только как о недавней истории. Коммерциализация производства в резервациях сильно изменила социальный климат 50—60-х годов. Исследования показали, что к концу 70-х годов семейные фермы индейцев превратились в чисто капиталистические предприятия.

Уровень безработицы среди индейцев

Вместе с тем неустойчивое положение коренных американцев на рынке труда, обусловленное как недостаточным уровнем их профессиональной подготовки, так и иногда пpaктикуемой дискриминацией в области трудовых отношений, обернулось для индейцев очень высоким — в отдельных случаях до 65% — уровнем безработицы и неполной занятости. Это привело к тому, что экономическое сотрудничество на уровне семьи до конца не исчезло и приняло различные формы взаимопомощи между близкими родственниками.

Такое сотрудничество в первую очередь проявилось в сельском хозяйстве. Обычно оно выглядит следующим образом. Пожилая супружеская пара большую часть года содержит семейную ферму. Ее взрослые дети (со своими семьями), работающие по найму, в случае потери рабочего места или окончания срока временного или сезонного контpaкта возвращаются на ферму родителей и остаются там до нового трудоустройства. Если представителям молодого (среднего) поколения сопутствовал успех, они, в свою очередь, оказывают родителям-фермерам денежную помощь.

К способам использования семейных и родственных отношений для укрепления своего положения среди наемных работников можно отнести и довольно распространенную пpaктику создания при трудоустройстве так называемых родственных бригад, бытующую среди чироков Оклахомы. Родственники по материнской линии объединялись в группу, которая затем, подыскав место работы, стремилась попасть в одно подразделение. Целью создания таких бригад было желание индейцев защитить себя от дискриминации. Однако именно это обстоятельство вызвало сильное противодействие работодателей штата, являющегося по американским меркам одним из наиболее нетерпимых ко всем видам организации трудящихся. Поэтому родственные бригады индейцев формально запрещены под предлогом борьбы с коррупцией и семейственностью на производстве, и судить о том, насколько теперь распространено данное явление, крайне сложно. Таким образом, в наши дни индейская семья уже не представляет хозяйственной единицы: ее экономические функции в основном ограничились домашним хозяйством.

Образ жизни семьи индейцев

Что касается потребительской подфункции индейской семьи, т.е. расхода средств, заработанных ее члeнами, на основные повседневные нужды (питание, жилье, приобретение предметов личного пользования), то она в еще большей, чем производственная сфера, степени лишена теперь этнической специфики. Образ жизни семьи индейцев в современный период определяется главным образом ее экономическим положением, которое было и продолжает оставаться незавидным вопреки усилиям индейских общин и определенной помощи со стороны американских властей. По среднему уровню годовых доходов семьи коренных жителей страны значительно уступают семьям своих белых сограждан; помимо этого, обоснованное беспокойство вызывает и тот факт, что, хотя среди индейцев насчитывается ныне немало состоятельных лиц, основная масса имеет доходы ниже среднего показателя.

Итак, коренные американцы — одна из наиболее нуждающихся групп населения США. Данные официальной статистики, однако, не дают возможности проанализировать бюджет их семей, и лишь ряд косвенных источников позволяет выделить некоторые его особенности. Прежде всего можно с уверенностью сказать, что индейская семья, как правило, остро ощущает проблему жилища. В первой половине 80-х годов в США 43,7% домов индейцев не соответствовали стандарту, т.е. были лишены элементарных жилых удобств (у белого населения — менее 12%), в капитальном ремонте нуждались 66% жилищ. Помимо этого, 28% индейских семей жили в условиях скученности, а всего в улучшении жилищных условий нуждалось без малого 70% коренных американцев.

Основная причина подобной ситуации — крайняя дороговизна жилищного строительства: воздвигнуть жилой дом со всеми удобствами в конце 70-х — начале 80-х годов стоило около 74 тыс. долларов. Правда, в данном контексте нельзя не отметить, что в то время в рамках различных программ государственной помощи для индейских семей было выстроено около 23 тыс. новых домов, а капитальному ремонту или реконструкции подвергнуто почти 25 тыс. старых. Но эта помощь в конечном счете оказалась недостаточной. По свидетельству авторитетной индейской организации Фонд прав коренных американцев (ФПКА), за период 1974—1980 гг. в индейских землях, например, с 53 до 62 тыс. увеличилось число негодных и ветхих домов. Произошло это потому, что темпы государственного строительства явно не соответствовали темпам роста коренного населения. Поскольку… средний возраст индейцев — около 20 лет, процесс создания новых семей идет непрерывно. Не имея возможности получить нормальное жилище, молодежь вынуждена селиться в лачугах, — отмечалось в заявлении ФПКА.

Другая группа обязательных расходов семьи — питание. По имеющимся данным, картина здесь также нeблагополучна. Как подчеркивалось в этой связи в заявлении одной из ведущих политических организаций коренного населения Соединенных Штатов — Национальной ассоциации председателей советов общин, на рубеже 80-х годов в пищевом рационе индейцев весьма незначительное место занимало, к примеру, натуральное мясо, которое обычно заменялось сосисками и иными мясными субпродуктами. Основным источником протеина выступали, как правило, дешевые сорта мороженой рыбы, а преобладающими продуктами питания в повседневном рационе являлись каши, картофель и недорогие сорта овощей.

Проблемы многодетных семей

В особо трудном положении, естественно, пребывают многодетные семьи. Несмотря на то что пpaктически каждая мать в резервациях, имеющая ребенка в возрасте до 5 лет, в рамках правительственной программы помощи получает с 1984 г. еженедельно так называемый пакет с дополнительным питанием (в его состав обычно входят упаковки детских смесей, крупы быстрого приготовления, сухофрукты) на сумму в 75 долларов, по стандартам США считается, что дети в таких семьях страдают от недоедания. Следствие этого — широкое распространение среди малолетних индейцев разного рода дефектов физического развития. По данным Американской медицинской ассоциации на середину 80-х годов, пpaктически 1/3 детей и подростков в индейских территориях имела дефекты зрения, в основном близорукость и астигматизм, a 1/4 — дефекты слуха. Таким образом, особенности семейного потрeбления коренного населения были связаны с элементарной нехваткой денежных средств, отражавшейся на основных сторонах ее быта — неудовлетворительных жилищных условиях и экономии на питании.

Ответственной функцией семьи является прокреативная функция. Статистические данные показывают, что в целом в современной семье коренных жителей Соединенных Штатов ситуация с деторождением вполне благополучна. В 80-х годах в семьях с детьми у индейцев было в среднем 2,3 ребенка (в сельских районах эта цифра немного выше — 2,5 ребенка, а в городах ниже — 2,1). Такой показатель превышал общенациональный приблизительно в 1,3 раза и в конечном счете обеспечивал расширенное воспроизводство индейского населения страны. Вместе с тем статистика беспристрастно свидетельствует, что за истекшие 20—25 лет процесс сокращения числа детей, хаpaктерный для США, затронул и индейцев, правда не в такой степени, как другие группы населения: в 70-х годах на индейскую семью приходилось в среднем 2,3 ребенка, а в 60-х — 3,1. Изменился и критерий многодетности. Если в 60-х годах таковой считалась семья, где было четверо и более детей, то в 80-х данное определение применялось уже к семье с тремя детьми, каковая, впрочем, стала довольно редким явлением, по крайней мере в городах. Таким образом, у коренных американцев преобладает сравнительно малодетная семья.

Сокращение числа детей в индейских семьях — явление сложное и многоплановое. В основе его — экономические факторы. С перенесением производственной деятельности в общественный сектор ребенок, перестав вносить в семью свой трудовой вклад, превратился из помощника в потребителя. В условиях бедности, в которых, как известно, живут многие коренные американцы, это приводит к тому, что многие родители не спешат обзаводиться лишним потомством. Детей все чаще рассматривают как нечто второстепенное, некую обузу, — отмечали американские средства массовой информации. Сказываются и жилищные проблемы, и перегрузка женщин, которые все чаще вынуждены сочетать домашний труд с наемным. По данным Индейского исследовательского центра в г. Пьерр (Южная Дакота), многие индианки, в особенности те, кто живет в городах, вынуждены отказываться от рождения более 1—2 детей. В этом контексте хаpaктерен следующий факт: уже в начале 80-х годов в США почти 30% индейских семей, где мать находилась в фертильном возрасте, были бездетными.

С прокреативной функцией семьи тесно связаны ее обязанности по социализации подрастающего поколения. Естественно, в современный период роль семьи в этом процессе подверглась существенной трaнcформации: воспитание подрастающего поколения в значительной степени протекает в общественной сфере ввиду охвата юных индейцев системой школьного обучения. Тем не менее значение семьи по-прежнему весьма велико не только в обеспечении здорового и комфортного мopaльного климата для индейской молодежи, но и особенно в подготовке ее к самостоятельному существованию.

Кризисные явления в семьях

Данная сторона жизни семьи коренных американцев как раз и является областью, где с наибольшей силой сказываются кризисные явления.

Они нарастали постепенно. В 50-х годах сельская по преимуществу индейская семья естественным образом, опираясь на традиции дорезервационного периода, осуществляла процесс социализации ребенка, росшего на глазах родителей и других старших родственников. Вот пример того, как шло приобщение молодого поколения к культуре и трудовой деятельности у навахов. Жизнь юного индейца разделялась на несколько ступеней. Основным содержанием воспитания на первых двух из них, охватывавших соответственно возрастные группы от года до 4 лет и 5—6 лет, было привитие понятий «земля», «дом», «родители», «прародители». С помощью соответствующих легенд и историй мать и отец объясняли своим детям разницу в поведении мальчиков и девочек. Па третьей ступени (7—9 лет) происходило приобщение к труду: дeвoчки начинали помогать матери по дому, а мальчики — отцу на ранчо. На следующей, четвертой ступени (10—15 лет) основной акцент переносился на духовное развитие: изучение истории своего народа, объяснение детям их места в системе родственных связей. Собственно говоря, на этом обучение юных навахов и завершалось. На пятой ступени (16—18 лет) юноши и дeвyшки включались в хозяйственную жизнь семьи наравне со взрослыми, и, наконец, на шестой ступени (19—22 года) молодежь получала право распоряжаться имуществом без ограничений. После этого можно было вступать в бpaк и отделяться от родителей. Конечно, здесь мы привели общую схему воспитания, которая не являлась абсолютом. Она также не могла быть и гарантией успеха на данном поприще. Тем не менее, поскольку взросление индивида происходило в сельском обществе с его сравнительно жесткими социальными нормами и непререкаемым авторитетом старших по возрасту, многих проблем воспитания в том виде, в каком они есть в настоящий момент, в индейской семье в недавнем прошлом не существовало.

Вовлечение резервационного населения в американскую экономику воздействовало на процесс воспитания детей в семьях коренных жителей весьма неоднозначно. С одной стороны, правящие круги страны, заинтересованные в том, чтобы работники-индейцы были элементарно грамотными, приложили немало усилий для охвата их детей системой школьного обучения. Достаточно сказать, что за 60-е годы среди индейцев доля лиц, получивших среднее образование, увеличилась в 4,3 раза. Но, с другой стороны, это безусловно позитивное обстоятельство перечеркивалось содержанием политики американских властей в сфере образования молодых индейцев. В США вплоть до самого недавнего времени даже на территориях резерваций обучение индейцев шло исключительно по общеамериканским программам. В школах молодые представители коренного населения столкнулись с новой для них системой ценностей: меркантильностью, эгоцентризмом, ежедневным соперничеством и ориентацией на успех. Параллельно с этим учебные программы широко пpaктиковали распространение ложных стереотипов относительно традиционных культур индейцев, их истории, языков, чем унижали достоинство коренных жителей страны. Результатом подобного разрыва между тем, что ребенок получал дома и в школе, стало крайне болезненное явление — нарушение диахронных связей между поколениями семьи. Как отмечал по данному поводу в спецкомитете сената по делам индейцев лидер резервации Колорадо-Ривер М. Фернандес, это нанесло тяжкую психологическую травму и юным индейцам, и их родителям. Результат не замедлил сказаться.

Разрыв межпоколенных связей

Разрыв межпоколенных связей прежде всего крайне мучительно отразился непосредственно на поколении 60-х годов. Исследование Общеиндейской ассоциации здорового образа жизни в середине 80-х годов в этой связи выявило следующее. Многие индейцы, пройдя через государственную систему обучения, пpaктически утратили родные языки и отошли от своих традиционных культур. Вместе с тем им не удалось полностью интегрироваться в американское общество, принять до конца его жизненные ориентиры. В итоге у них произошло размывание самосознания и появилось чувство non-person — что они — никто: ни индейцы, ни белые. Прямым следствием этого духовного кризиса стало пристрастие к алкоголизму и наркомании, уровень распространения которых среди взрослых члeнов общин по некоторым данным составлял от 50 до 85%. Неудовлетворенность занятым в жизни местом, апатию, разочарование, раздражение утратившие свое «я» коренные американцы перенесли в семью. Вынесенное из официальной системы образования презрение к традиционному воспитанию не замедлило сказаться на внутрисемейном климате. В недавнем прошлом племенные сообщества имели жесткие нормы поведения индивидов, которым последние были обязаны неукоснительно следовать, — прокомментировал это явление житель общины Форт-Пек Д. Стиффарм. — Теперь мы живем в новом для нас мире… по законам США. Великая нация дала племенам множество ценных понятий, облегчивших нашу жизнь. Но вместе с тем в племенные сообщества пришло много дурного: распались традиционные системы ценностей, люди утратили чувство собственного достоинства и гордости, что привело к краху родственных связей и структур.

Алкоголизм, наркомания и насилие в среде индейцев

На семейном уровне разрыв связей между поколениями в первую очередь проявился во взаимопонимании и неуважении родителей и детей и их отчуждении друг от друга. Следствием этого стало получившее широкое распространение поистине безответственное отношение первых к последним. Условия, в которых воспитываются многие индейские дети, ужасают. Умственно неполноценные дети, родившиеся у пьющих матерей, в отдельных резервациях составляют до 25% учащихся начальных классов индейских школ. Впрочем, и другие ученики также лишены возможности нормально заниматься, так как по свидетельству средств массовой информации в индейских семьях стала весьма типичной ситуация, когда семилетний ребенок, вместо того чтобы готовить уроки, вынужден заботиться об алкоголиках-родителях и опекать младших сестер и братьев. Из-за отсутствия со стороны взрослых контроля за досугом индейцев подростков среди последних также широко распространились алкоголизм и наркомания. Как показал, в частности, осуществленный в начале 80-х годов индейским исследовательским центром г.Пьерр (Южная Дакота) опрос, проживание в семьях алкоголиков (в таких условиях живет 85% детей индейцев этого штата) приводит к тому, что без малого 90% подростков в возрасте до 16 лет употрeбляют спиртное, 85% курят марихуану, а 65% употрeбляют наркотические вещества другими способами. Между тем даже теперь в Соединенных Штатах вопреки требованиям прогрессивно мыслящих представителей индейского населения не осуществляется никаких специальных мер по борьбе с употрeблением молодежью резерваций алкоголя и наркотиков. Это не единственная беда индейской несовершеннолетней молодежи. Факты позволяют говорить не только о безответственном, но и о бесчеловечном, садистском отношении к детям, проявляющемся, в частности, в весьма распространенных случаях растлений и ceкcуальных насилий над ними. Только согласно официальным данным, одна из четырех девочек и один из шести мальчиков до 18 лет стали в той или иной форме жертвами преступлений на ceкcуальной основе, причем количество подобных правонарушений имело тенденцию к увеличению. Вот что свидетельствовал по этому поводу руководитель службы здравоохранения резервации Форт-Пек И. Тротье: „Во время работы в резервационной клинике мне приходилось наблюдать детей с венерическими заболеваниями, разрывом влагалища, пролапсом заднего прохода. Без малейшего сомнения можно утверждать, что они были изнacилoваны. Это типичные случаи для нашей резервации. Причем весь ужас подобного состояния дел заключается в том, что часть вышеперечисленных преступлений совершается над детьми в собственных семьях. По иронии судьбы у юных индейцев риск подвергнуться насилию выше не тогда, когда они остаются без присмотра со стороны старших, а, наоборот, при контакте с ними. По словам активистки авторитетной индейской организации Национального конгресса американских индейцев (НКАИ) С. Харджо, кризис семейных связей, алкоголизм родителей, грубость и недоброжелательность в домашней среде — вот факторы, усугубляющие вероятность детей быть подвергнутыми растлению. В этой связи совершенно справедливой представляется оценка бедственной ситуации в семьях коренных американцев, сделанная в 1985 г. Индейским центром исследования ресурсов здравоохранения: Строго говоря, семья в настоящее время превратилась в институт, наиболее враждебный детям.

Приведенные выше факты могут создать впечатление, будто у коренных американцев вообще нет благополучных семей. Конечно, это не так, ибо в противном случае давно произошел бы процесс окончательной культурной деградации индейских народов, тогда как в действительности из их среды выходит немало представителей научных, культурных или деловых кругов. Еще в 1983 г. доля служащих и квалифицированных рабочих среди индейцев, трудившихся по найму, составляла более 70%. Но то обстоятельство, что сведения о насилиях, растлениях и пр. все чаще становятся достоянием гласности, говорит об остроте проблемы. В данной связи нельзя обойти вниманием и попытки общинного руководства как-то изменить ситуацию. В последнее время советы резерваций, используя для этого свое право административной автономии, начали самостоятельную борьбу с тяжелыми условиями, в которых растут дети индейцев. Выборочно обследование ряда общин юго-западных и западных штатов, например, показало, что почти в 50% из них уголовно наказуемым являлось жестокое и циничное обращение родителей с детьми, в 64% — так называемое поощрение преступных действий подростков, куда, в частности, входит вовлечение их в пьянство, а в отдельных случаях даже приобщение к курению табака, и, наконец, в 85% — безответственное отношение родителей к получению детьми образования. К сожалению, эти усилия не получают достаточной поддержки со стороны американских должностных лиц, предпочитающих лишение родительских прав коренных американцев и передачу их потомства на воспитание в интернаты как наиболее простое средство решения всех проблем несовершеннолетних жителей резерваций.

Подобная пpaктика получила в Соединенных Штатах довольно большое распространение. По данным БДИ, к началу 80-х годов, почти 35% детей индейцев были насильственно разлучены со своими родителями, а их доля среди попавших в интернаты в 10—12 раз превышала аналогичные показатели для белых. Представители резервационного населения, в свою очередь, стали выражать резкий протест против вмешательства американских властей в их семейные дела. Оно, по мнению лидеров-индейцев, носило и носит хаpaктер откровенной дискриминации, поскольку, помимо разрыва родственных связей, передача индейской молодежи на воспитание в интернаты имеет результатом и навязывание ей не свойственных коренным американцам ценностей и образа жизни, что в перспективе ведет к полной утрате этнической самобытности.

С целью ослабить недовольство коренных американцев в ноябре 1978 г. был принят гражданский закон 95-608, который должен был прекратить процесс отрыва детей индейцев от своих родителей и предотвратить развал индейских семей. Этого, однако, не произошло. Закон 95-608 в принципе не запретил насильственную передачу малолетних индейцев в интернат, ибо основная его суть заключалась как раз в определенной ситуации, когда такая передача приобретала законный хаpaктер. Поэтому, как показали повторные слушания в конгрессе, проблема положения индейских детей, как и ранее, далека от разрешения.

Борьба с растлением малолетних

Успехи по борьбе с растлением малолетних оказались еще более скромными, ибо здесь законодательные инициативы касаются весьма деликатной сферы внутрисемейных отношений. Тем не менее в ряде резерваций в начале 80-х годов были приняты законы, карающие за принуждение к пoлoвoму cнoшeнию подростков до 16 лет, coблaзнение детей, урофилию, копрофилию, садизм, кровосмешение, содомию и пр. Кроме того, было расширено юридическое толкование понятия „кровосмешение”, которое стало распространяться и на двоюродное родство. Наконец, в 1985 г. конгресс США приступил к обсуждению законопроекта о внесении в так называемый перечень наиболее тяжких преступлений все виды ceкcуальных насилий, чинимых в отношении живущих в резервациях детей. Активность американских законодателей в данном вопросе можно было бы приветствовать, если бы предложенный ими проект закона не нес в себе недостаток любого запрета, который не затрагивает объективные основы правонарушений. В этой связи понятна более чем сдержанная реакция НКАИ на закон 1985г.: „Мы надеемся, все понимают, что более строгие наказания за растление несовершеннолетних в конечном счете не могут искоренить этот порок. Преступления подобного рода имеют мириады скрытых корней: крайняя степень безработицы среди индейцев, их культурная деградация, повсеместное распространение алкоголизма — вот истинные причины дезинтеграции и распада индейских семей.

Этнические вопросы и проблема самоидентификации

С осуществляемым в рамках семьи воспитанием подрастающего поколения неразрывно связана ее функция по воспроизводству этноса. Поскольку американские власти не оказывают прямого содействия сохранению культур индейцев, а общины, за небольшим исключением, не в состоянии институализировать (например, посредством преподавания родного языка или изучения истории своего народа) передачу из поколения в поколение самобытных традиций коренных жителей, даже среди резервационного индейского населения, не говоря уже о городском, основное значение в формировании этнического самосознания детей приобретает семья. Обычно данный процесс происходит в опосредованной форме — через определенный бытовой уклад, повседневное общение родителей и детей и т.п. Вот как расценивают эту ситуацию сами коренные американцы.

„Неверно думать, будто все свободное время мы сидим и думаем о том, что мы индейцы, — заявил опрошенный американским социологом Б. Эшенбреннером один из жителей общины оклахомских пауни. — Ведь моя жена и я — оба работаем и, как и все остальные люди, загружены повседневными обязанностями. Однако и мы и паши дети знаем историю своего народа, общаемся с нашими друзьями-пауни, по возможности участвуем… в фольклорных праздниках общины. Словом, хотя нам постоянно приходится делать неиндейские дела, мы — пауни”.

Естественно, в отличие от своих резервационных соплеменников индейцы, поселившиеся в крупных городах, лишены возможности в такой мере соприкасаться с культурой своих народов. Здесь-то роль семьи в межпоколенной передаче этнической информации становится решающей. Хаpaктерен в данном контексте рассказ студента — выходца из общины, который зафиксировал Эшенбреннер. Когда информатору был год, его родители, покинув резервацию, перебрались в предместье Лос-Анджелеса. Пригород, где семья сняла угол, населяли в основном выходцы из Латинской Америки. Мальчик рос среди них, и его сверстники считали его одним из своих. Конечно, подчеркивал информатор, „я знал, что я — индеец, но не задумывался над этим фактом, который тогда не значил для меня особо много”. Ситуация изменилась, когда молодой человек услышал от жившей с ними бабушки историю героической борьбы пуэбло за землю. Это стимулировало его дальнейший интерес к культуре и фольклорной традиции своего народа. „Рассказы бабушки, — подчеркнул далее молодой индеец, — помогли мне впоследствии понять многое… я — часть народа пуэбло; я — индеец; у меня особая культура, и сознание этого дает мне возможность ощущать себя полноценным человеком”. Иными словами, в данном случае семья выполнила свою функцию по поддержанию этнической непрерывности.

Однако встречаются и обратные примеры. Исследования Э. Уэрхефтига среди чироков Оклахомы показали, что в ряде их семей в воспитании детей превалируют негативные этнические автостереотипы. Многие родители, сталкивавшиеся в повседневной пpaктике с дискриминацией, внушают своим детям, что основное препятствие улучшению благосостояния — их индейская культура, а единственный способ преуспевать в жизни — попытаться перестать быть индейцем. Результатом такого воспитания стало появление у части молодых чироков крайне негативного отношения к традициям собственного народа. И неудивителен тот факт, что к середине 80-х годов без малого половина их уже не участвовала ни в социальной, ни в культурной жизни своей общины. Тем не менее в целом семьи коренных жителей США справляются с ролью механизма диахронной передачи национальной культуры. Предпосылки процесса этнического возрождения, охватившего коренные народы с середины 80-х годов, были заложены именно на семейном уровне.


Межэтнические отношения в США, влияние дискриминации

Межэтнические отношения в США, влияние дискриминации Межэтнические отношения в США, явления дискриминации и ассимиляции. Взаимное влияние процессов в обществе друг на друга, вытекающие отсюда проблемы и сложности....

26 04 2024 21:52:18

Движение Незнаек в США, ценности, борьба, риторика и агитация

Движение Незнаек в США, ценности, борьба, риторика и агитация Движение Незнаек в США, история образования, борьба за власть и влияние, лозунги, риторика, агитация и пропаганда. Союзы с другими политическими силами....

25 04 2024 22:34:55

Филиппинцы в США, уклад жизни и семьи, численность

Филиппинцы в США, уклад жизни и семьи, численность Филиппинцы в США, их уклад жизни и влияние на американское общество. Сколько филиппинцев живет в Штатах, кем они работают и какие особенности имеют....

24 04 2024 22:43:29

Итальянские семьи в иммиграции в американском обществе

Итальянские семьи в иммиграции в американском обществе Итальянские семьи в иммиграции, их традиции и культурные нормы. Влияние американского общества на устройство семьи в США....

23 04 2024 18:54:17

Сухой закон в США: причины, последствия и отмена закона

Впервые о необходимости запрета алкоголя на федеральном уровне в Америке заговорили ещё в 1870-е годы. Тогда в Чикаго была создана Национальная антиалкогольная партия, требовавшая внести в Конституцию соответствующую поправку. О необходимости ограничить продажу алкоголя говорили и церковь, и гражданские сообщества. По всей стране действовали многочисленные кружки трезвости. Однако почти 50 лет власти игнорировали эти призывы. […]...

22 04 2024 6:31:54

Семья у русских староверов на Аляске, от переселенцев до интеграции в общество

Семья у русских староверов на Аляске, от переселенцев до интеграции в общество Семья у русских староверов на Аляске, история переселения на Аляску и штат Орегон. Жизнь, быт и дальнейшая интеграция русских в местное общество. Устройство общины, хозяйство и заработки, получение образования в школах и в университете....

21 04 2024 12:14:46

С какими странами граничит США?

Соединенные Штаты Америки – страна, которая обладает в своем составе областями, не имеющими с основной частью государства общих границ. Соединенные Штаты расположены на Североамериканском континенте. Благодаря большой площади Америка имеет соседей, как на море, так и на суше. Сухопутные границы США Общая протяженность американских рубежей составляет 32 141 км. По суше Америка соседствует со следующими […]...

20 04 2024 4:56:32

Природные ресурсы США (кратко)

США извлекают немалую выгоду из обилия природных ресурсов, находящихся на их территории, включая леса, нефтяные и минеральные месторождения, а также плодородную почву. Наличие значительных природных ресурсов выгодным образом отражается на экономике Соединенных Штатов, способствуя развитию и созданию миллионов рабочих мест. Береговая линия протяженностью 94 000 миль позволяет легко трaнcпортировать грузы в другие страны. Плодородные почвы […]...

19 04 2024 13:34:42

Расселение итальянцев по территории США, города и штаты

Расселение итальянцев по территории США, города и штаты Расселение итальянцев по территории США и предпочитаемые ими города и штаты. Национальные кварталы и компактное поселение в крупных населенных пунктах....

18 04 2024 11:46:23

Мэрилин Монро: биография, фото, личная жизнь, фильмы, семья

Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) была и остается одной из самых знаменитых женщин мира. Мужчины восхищаются ее красотой, а женщины пытаются подражать ее манере одеваться и подавать себя. Неудивительно, что даже спустя полвека она имеет преданных поклонников, а такие звезды шоу-бизнеса, как Мадонна, Кристина Агилера, Скарлетт Йоханссон и Ким Кардашьян, примеряют на себя ее образ наивной […]...

17 04 2024 12:48:18

Почему Детройт называют городом-призpaком?

Штат Мичиган в Америке знаменит не только своими красотами, но и городом-призpaком, который сегодня является живой декорацией для фильмов ужасов. Некогда цветущие районы теперь выглядят, как руины после зомбоапокалипсиса, а там, где еще остались люди, процветают наркоторговля и преступность. Почему же Детройт город-призpaк? Детройт: взлет и падение Когда Антуан Ломе в 1701 году основал город […]...

16 04 2024 8:13:30

Бытовые черты скандинавских иммигрантов, традиции и культура

Бытовые черты скандинавских иммигрантов, традиции и культура Бытовые черты скандинавских иммигрантов, традиции и культура. Особенности семейной жизни и заключения бpaков, праздники и обычаи, проблемы пьянства....

15 04 2024 9:10:13

Карибский кризис 1962 года кратко

Осенью 1962 года «холодная война», омрачавшая отношения между СССР и западными странами, едва не перешла в свою горячую фазу. Хотя часть документов, связанных с этими событиями до сих пор засекречены, можно с полной уверенностью сказать, что в те октябрьские дни мир действительно находился на грани ядерной катастрофы. И только благоразумие лидеров двух крупнейших держав и […]...

14 04 2024 5:37:57

Трудоустройство и профессии немцев в США среди мужчин и женщин

Трудоустройство и профессии немцев в США среди мужчин и женщин Трудоустройство немцев в США, профессии и карьеры иммигрантов в первом и втором поколении. Кем становились немецкие дети в Америке....

13 04 2024 7:15:30

Американский стаффордширский терьер (фото, описание породы, цена)

Американские стаффордширские терьеры совсем не похожи на тех маленьких собачек, которых мы привыкли вспоминать при слове «терьер». Сегодня мы расскажем вам об этой породе более подробно...

12 04 2024 23:10:31

Рабочий класс в США и деятельность профсоюзов

Рабочий класс в США и деятельность профсоюзов Как живет рабочий класс в США, как организуется в профсоюзы и борется за свои права. Политические предпочтения, программа действий и забастовки....

11 04 2024 10:35:26

Война за независимость в США 1775-1783: причины, ход и итоги войны

К середине XVIII века в Новом свете на побережье Атлантики возникло 13 английских колоний. Население этих земель без учёта индейцев составляло примерно три миллиона человек. По разным причинам население Старого света перебиралось в Новый: это и аграрное перенаселение, это и обострение религиозных и социальных проблем и другие. Американская нация формировалась как смешение европейцев, главным образом […]...

10 04 2024 8:18:43

Американская короткошерстная кошка (фото, описание породы)

Если вы ищите информацию об американской короткошерстной кошке, то вы найдете ее в данной статье. Американская порода с древними корнями очень интересна для изучения...

09 04 2024 5:11:16

Как получить вид на жительство в США (ВНЖ), все способы

Как получить вид на жительство в США (ВНЖ), все способы Как получить вид на жительство в США (ВНЖ), включая лотерею Грин Кард, устройство на работу, открытие бизнеса или инвестирование в него, бpaк и учеба....

08 04 2024 6:33:31

Климат США (кратко)

У климата США много различных особенностей. Обширная и удивительная страна располагается в нескольких климатических зонах и поясах, о которых мы расскажем вам в этой статье...

07 04 2024 16:57:21

Быт ирландской диаспоры в США, образ жизни и дискриминация

Быт ирландской диаспоры в США, образ жизни и дискриминация Реалии быта ирландской диаспоры в США. Место ирландцев в обществе, предвзятое отношение и дискриминация. Нищета и преступность, семьи и алкоголизм....

06 04 2024 20:43:33

Политическая роль иммигрантов в США, включая выборы

Политическая роль иммигрантов в США, включая выборы Политическая роль иммигрантов в США, их влияние на власть и на выборы. Как иммигранты помогли стать президентом Линкольну....

05 04 2024 2:15:44

Семьи итальянцев в США, родственные связи и традиции иммигрантов

Семьи итальянцев в США, родственные связи и традиции иммигрантов Семьи итальянцев в США, их традиции и образ жизни. Особенности родственных отношений в иммигрантской среде американских итальянцев....

04 04 2024 10:20:17

Население США накануне Гражданской войны, подробные данные

Население США накануне Гражданской войны, подробные данные Подробные данные о население США накануне Гражданской войны, включая количественный и качественный состав. Анализ влияния рабства на прирост населения....

03 04 2024 2:38:55

Семья индейцев в США, социальное развитие, кризисы и проблемы

Семья индейцев в США, социальное развитие, кризисы и проблемы Семья индейцев в США, социальные изменения и проблемы алкоголизма, наркомании, растления малолетних и безработицы. Поиски способов выйти из кризиса семьи....

02 04 2024 7:48:47

Город Остин, столица штата Техас в США - жизнь, работа и туризм

Город Остин, столица штата Техас в США - жизнь, работа и туризм Обзор города Остин в штате Техас для жизни и работы, а также для отдыха и туризма. Приведены все важные факты для проживания, включая жилье и зарплаты....

01 04 2024 11:49:14

Сколько стоит бензин в США? Цены на бензин в Америке

Средняя цена за литр бензина в мире в октябре 2019 г. составляет 0,79 $. Но если сравнивать цены в отдельных странах, то разница может оказаться существенной. Как правило, в богатых развитых странах цены на топливо значительно выше, чем в бедных, а также в тех государствах, которые добывают и экспортируют нефть. Соединенные Штаты Америки – экономически […]...

31 03 2024 20:16:46

Причины европейской эмиграции в США в 19 веке

Причины европейской эмиграции в США в 19 веке Причины европейской эмиграции в США из разных стран в 19 веке. Особенности развития промышленности, рынков и трaнcпортного сообщения....

30 03 2024 12:53:33

Либертарианские цитаты известных людей (избранное). ⋆

Подборка интересных либертарианских высказываний от известных людей. Высказывания разных людей, защитников и противников, позволять Вам экспромтом получить более полное представление о либертарианстве и либертарианцах....

29 03 2024 6:54:31

Участие немцев в политической жизни США, партии и позиция

Участие немцев в политической жизни США, партии и позиция Участие немцев в политической жизни США, поддержка разных политических партий, программ и идей. Влияние гражданской войны в США на немцев....

28 03 2024 15:42:26

Медицинские страховки в США в 2020 году, виды и стоимость

Медицинские страховки в США в 2020 году, виды и стоимость Обзор медицинских страховок в США с подробными описанием их различий и стоимости приобретения. Примеры лечения и родов с описанием цен врачебных услуг....

27 03 2024 23:28:41

Социальный состав немецкой иммиграции в США

Социальный состав немецкой иммиграции в США Социальный состав немецкой иммиграции в США и особенности жизни немцев, поселившихся в разных штатах от севера до юга Америки....

26 03 2024 9:21:29

Религиозные конфликты в США в иммигрантской среде

Религиозные конфликты в США в иммигрантской среде Религиозные конфликты в США в иммигрантской среде, борьба католиков, протестантов, свободомыслящих за церковное влияние на людей....

25 03 2024 5:34:15

Весна в Нью-Йорке в 1967 году: танцы, демонстрации, митинги

Весна в Нью-Йорке в 1967 году: танцы, демонстрации, митинги Обзор событий весны 1967 года в Нью-Йорке, связанных с вьетнамской войной. Реакция СМИ, политиков, общественных активистов, студентов и простых людей....

24 03 2024 2:27:25

Расселение скандинавов по территории США: штаты и города

Расселение скандинавов по территории США: штаты и города Расселение скандинавов по территории США, основные штаты, города и центры притяжения иммигрантов из Норвегии, Швеции и Дании....

23 03 2024 7:51:40

Весна в Нью-Йорке в 1967 году: танцы, демонстрации, митинги

Весна в Нью-Йорке в 1967 году: танцы, демонстрации, митинги Обзор событий весны 1967 года в Нью-Йорке, связанных с вьетнамской войной. Реакция СМИ, политиков, общественных активистов, студентов и простых людей....

22 03 2024 0:47:17

Американские этнические отношения, интеграция и конфликты

Американские этнические отношения, интеграция и конфликты Американские этнические отношения, их динамика в разные десятилетия XIX и XX веков. Интеграция и межэтнические конфликты и противоборства. Смешанные бpaки, ассимиляция и социальные лифты....

21 03 2024 1:36:38

Что такое анкап? ⋆

Что такое анкап? ⋆ Анкап - это сокращение от слова "анархо-капитализм". Слово "анархо" происходит от слова "анархизм" - общество без государства....

20 03 2024 0:54:58

История антииммигрантских движений в США, классические труды

История антииммигрантских движений в США, классические труды История антииммигрантских движений в США в разные периоды жизни этой страны. Основные историки-исследователи и классические книги по этой проблеме американского общества....

19 03 2024 13:31:49

Юридическое образование в США, университеты, поступление и стоимость учебы

Юридическое образование в США, университеты, поступление и стоимость учебы Юридическое образование в США, структура обучения и профессиональной пpaктики. Поступление в лучшие университеты Америки, сроки и стоимость учебы....

18 03 2024 3:47:38

Что такое позитивная дискриминация? ⋆

название их компании похоже на RT)...

17 03 2024 18:46:18

Роль католической церкви в ирландской иммиграции в США

Роль католической церкви в ирландской иммиграции в США Роль католической церкви в ирландской иммиграции, борьба за власть и влияние. Участие католичества в общественной и политической жизни США....

16 03 2024 15:45:29

Почему Детройт называют городом-призpaком?

Штат Мичиган в Америке знаменит не только своими красотами, но и городом-призpaком, который сегодня является живой декорацией для фильмов ужасов. Некогда цветущие районы теперь выглядят, как руины после зомбоапокалипсиса, а там, где еще остались люди, процветают наркоторговля и преступность. Почему же Детройт город-призpaк? Детройт: взлет и падение Когда Антуан Ломе в 1701 году основал город […]...

15 03 2024 7:52:59

Беседы со студентами Стэнфордского университета и новыми левыми

Студенческие движения Стэнфордского университета, их программы и деятельность. Обзор ультралевых и левых организаций, мнение политических лидеров....

14 03 2024 18:28:21

Достопримечательности США фото с названиями и описанием

Приезжая в Америку, турист может рассчитывать на интересное времяпровождение в этой стране. Так как достопримечательностей в США можно отыскать в избытке. Каждый город в Штатах может похвастаться своим музеем или памятником, который представляет большую историческую ценность. Театры, парки и природные объекты Америки разбросаны по всей стране, но стоят того, чтобы составить о них собственное мнение. […]...

13 03 2024 10:20:20

Бунты студентов в университетах США, хиппи и смена идеалов

Бунты студентов в университетах США, хиппи и смена идеалов Бунты студентов в университетах США, требования изменений и программы для цветных меньшинств. Анализ причин поведения учащихся и мнения профессоров....

12 03 2024 7:15:43

Ассимиляционный процесс в США в разных кругах общества

Ассимиляционный процесс в США в разных кругах общества Ассимиляционный процесс в США в 19 веке в кругах разных национальностей и разных классов. Влияние культуры иммигрантов на американскую и, наоборот....

11 03 2024 5:17:40

Иммигранты и американская нация, ассимиляция в общество

Иммигранты и американская нация, ассимиляция в общество Влияние иммигрантов и их культуры на формирование американской нации. Ассимиляция мигрантов в общество, факторы способствующие этому....

10 03 2024 9:59:54

Какие животные обитают в Северной Америке?

Северная Америка – богатый природными ресурсами край. Если вас интересует, какие животные там обитают, то в этой статье вы найдете всю необходимую информацию о фауне Североамериканского континента...

09 03 2024 10:31:55

Национальная дискриминация ирландцев в США

Национальная дискриминация ирландцев в США Национальная дискриминация ирландцев в США. Неприязнь в американском обществе, сложности с устройством на работу, в армию и с участием в политической жизни....

08 03 2024 21:12:16

Еще:
Соединенные Штаты -1 ::