Краткая биография менандр > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Краткая биография менандр

Краткая биография менандр

Менандр

Биография

Наследие древнегреческого комедиографа Менандра составляет примерно 108 произведений, которые считались утраченными до начала 1900-х годов. Поэт, получавший призы на фестивалях, слыл мастером новоаттической литературы и продолжателем традиций ученого Эпикура — автора знаменитых философских трудов.

Судьба

Биография Менандра началась около 342 года до н. э. Он родился в древнегреческих Афинах в аристократической военной семье. Отец поэта был полководцем и правителем города Херсонес Фpaкийский, который теперь принадлежит территории турецкого ила Чанаккале.

Предположительно, будущий комедиограф являлся родственником Алексида, среднеаттического поэта и драматурга, написавшего более 200 пьес. Именно он привил Менандру вкус к классической литературе и познакомил с сочинениями, представлявшими интерес.

Некоторые ученые аргументированно оспаривают эту распространенную точку зрения, потому что Алексид жил в Фурии, расположенной вдалеке от Афин. Стремление сопоставить двух сочинителей вызвано традициями преемственности, корни которых берут начало на дне исторических глубин.

Оттуда же возникло предположение, что в юности Менандр дружил с Теофрастом, музыкантом и философом в одной из централизованных школ. Он также был близок с Деметрием Фалерским — выдающимся государственным деятелем, который под покровительством царя Македонии занимал афинский престол.

Благодаря этим связям во взрослой жизни поэт попал в милость к сатрапу Египта, ставшему полноправным царем под именем Птолемея I Сотера. Однако придворные ограничения не соотносились с хаpaктером комедиографа, и он променял завидное положение на свободу и собственный дом.

Поселившись на побережье Эгeйского моря в обществе любовницы-гетеры, Менандр спокойно занимался творчеством, избегая влияний извне. Известно, что он участвовал в фестивалях и соперничал с Филемоном Старшим, который хотел добиться победы в неравной литературной войне.

Из произведений потомков и современников следовало, что афинянин был лучшим автором, выигравшим за годы творчества десятки почетных званий и призов. Плутарх высоко ценил комедии, часть из которых считали плагиатом, а также упоминал сочинения грека других литературных стилей и родов.

Вероятно, Менандр писал речи и моностихи (максимы), и некоторые считали, что он стал создателем знаменитых общедоступных цитат. А отрывок из пьесы «Пьянство» отождествил его с псевдонимом Харизий, который в IV веке жил в Риме и написал научный тpaктат.

Доказательств подобному сопоставлению не было обнаружено, поскольку произведения считались утраченными в течение десятка веков. Но потом ученые нашли отдельные однострочные афоризмы, и появились первые издания из 1750 стихов.

Однако прорыв в изучении творчества Менандра не дал информации о личной жизни, и до сих пор никому не известно, была ли у него семья. Удалось выяснить, что причиной cмepти стало утопление при купании, которое происходило в Фалерской бухте, неподалеку от жилья драматурга.

Творчество

XX век принес человечеству открытие множества комедий Менандра и дополнил библиографию, уже насчитывающую ряд томов. Оказалось, что мир произведений грека включал описание бытовых отношений, происходивших в древнем обществе властных хозяев и покорных рабов.

Отсутствие реалистичных персонажей сделало сочинения ценным материалом для изучения жизни и быта непримечательных людей. Правда, отсутствие психологизма в сюжетах, повествовании и хаpaктерах не способствовало демонстрации переживаний и бурных страстей.

Подобно Анакреонту, предпочитавшему светский тон литературы, Менандр описывал рядовые события простонародным понятным языком. Таким образом, герой комедии, шедшей на сцене афинских театров, был близок и знаком и восторженно воспринимался зрителем.

Действия таких выдающихся сочинений, как «Брюзга», «Третейский суд» и «Самиянка» наполнялись любовными интригами и аферами корыстных людей. Хаpaктеры, повторяющиеся в произведениях в виде одноименных персонажей, служили для автора главным средством воплощения идей.

В собирательных типажах героинь-любовниц, находчивых рабов и глав семейства Менандр высмеивал черты жизни, известной грекам с древних времен. Отцы препятствовали неравным бpaкам, но дочери все равно находили счастье и представали в финале пьесы в качестве законных жен.

Отдельное место в творчестве комедиографа занимали хвастуны-солдаты, а также состоятельные граждане, помогавшие беднякам. Это было нововведением, хаpaктерным для эллинской литературы, наряду с меньшим авторским вниманием к воинам и олимпийским богам.

Менандр

Краткие содержания

(342-291)

Мена́ндр ( с др.-греч. Μένανδρος; 342 до н. э.-291 до н. э.) был древнегреческим комедиографом, крупнейшим мастером новоаттической комедии.

Родился в Афинах, его отца звали Диопейф. Как Аристофан являлся главой древней комедии, так Менандр был главой новоаттической комедии. Находился в родстве с Алексидом (поэтом комедии среднего ранга). Епиктр был другом и сверстником Менандра, Теофраст — учителем и другом, который внимательно и тонко подмечал повседневные отношения и людские хаpaктеры и нравы. Личная жизнь Менандра была пресыщена довольством, любовью к женщинам, привольем. Нет абсолютно никаких сведений насчет его общественной жизни. Как-то царь Птолемей предложил Менандру переселиться в Александрию, на что он (Менандр) ответил отказом.

Количество его комедий достигло 108, однако победителем состязаний он побывал лишь 8 раз. Его удачливым соперником был Филемон. До нашего времени в полном содержании (за исключением нескольких фрагментов) дошла лишь одна его комедия «Брюзга» («Δύσκολος»).

Римские пьесы Теренция и Плавта, которые вместе с Афранием и Цецилием перенесли менандрову комедию на римскую сцену- fabula palliata, дают родственное понятие о построении сюжета, содержании, точной обрисовке хаpaктеров. Многочисленные отдельные заметки позднейших писателей Греции, и исходящие от них хаpaктеристики и подражания поэту, помогают нам наиболее точно проследить его образ.

Сохранившиеся отдельные отрывки комедий играют первостепенную роль в изображении его хаpaктера. Знаменитый византийский грамматик Аристофан (262-185 г. до н. э.) был самым авторитетным почитателем Менандра, он был одним из ближайших к Менандру по времени критиком. Аристофан выделил Менандру первую ступень после Гомера. Как обычно критики ищут отражение действительности в комедиях, так Аристофан угадывал саму действительность и жизнь в его произведениях. Комедии Менандра отличаются наставительностью, достоверностью и опытом прошлых поколений, а также благородством и чистотой речи. Все это тонко подметил и определил восторгавшийся Менандром Плутарх, который ставил его на ступень выше Аристофана. «Вам не стоит бывать в театре, — замечает моралист, — если вы не способны понять что-либо из Менандра». Как говорил Квинтилиан, Менандр великой славой своей затмил всех соперников и вверг их в темноту.

Менандр славился и среди христианских писателей таких, как Апостол Павел, Климент Алесандрийский, Иероним. Они умудрялись находить возможность восхвалять труды Менандра и перенимать от него мудрые изречения. Суждения поэта на все различные случаи жизни составляют драгоценнейшую часть его комедий. Они отличались правдивостью и точностью содержания, выразительностью формы и краткостью. Позднее древние собиратели находили эти суждения не в самих комедиях, а в Стобее, Афинее, схолиастах и др. писателях. Собрание изречений Менандра в одну строку сохранилось и до наших времен. Их количество колeблется в районе 760. Из наследия Менандра уцелело 1130 отрывков и 73 названия комедий.

Мир комедий Менандра — обычная повседневная жизнь; его действующие лица — обыкновенные заурядные личности, снабженные мелкими страстишками, привычными ошибками и желаниями, которые попадают в комичные ситуации. Однако индивидуализации, глубокого раскрывания хаpaктеров и выделения каких-либо присущих личности особых свойств не наблюдается еще. Комедию заполняют общие типы героев, которые часто повторяются и используются под одинаковыми именами. Лишь происходит смена обстановки и ситуации. Герои пpaктически безлики. И это и есть задумка Менандра — показать обычных людей в необычных ситуациях. Влюбчивые юноши, хитрые сводники, находчивые paбы, расточительные и ревнивые супруги, потакающие шалостям детей матери, наглые иждивенцы, страстные куртизанки, хозяева непотребных домов — это атмосфера деятельности Менандра.

По мнению Квинтилиана, Менандр — величайший мастер в определении хаpaктеров «отцов, мужей, сыновей, крестьян, солдат, бедняков и богачей, и сердитых, и умоляющих, и кротких, и суровых».

Первое место в произведениях Менандра занимают paбы и женщины, бедняки и простолюдины. Успех героев-любовников достигается при помощи личных качеств — ума, находчивости, доброты и благовоспитанности, но ни в коем случае не зависит от их материального благополучия и общественного положения.

Отношение поэта к нищим, обездоленным и приниженным запечатлено человечностью автора. Раб в комедиях Менандра может выступать как положительный, так и отрицательный герой: преданный и честный — противопоставлен плуту и обманщику, исполнительный и трудолюбивый — лентяю и дармоеду. Богатым людям следует заботиться о бедняках, проявляя к ним участие, а бедняки не должны терять свое достоинство. Боги — попечители бедняков, а оскорбллять бедняка — совершать большой грех.

Читайте также  Краткая биография уэллс

Душа менандровой комедии — вездесущая любовь. Его комедии наполнены любовными интригами, которые в конце пьесы имели обыкновение благополучно заканчиваться. Около пяти пьес Менандр посвятил изображению глупых, хвастливых солдат, которые представляют интерес своими спорами и рассказами о взаимности и неудачах любовных похождений: «Льстец», «Рыбаки», «Ненавистный», «Евнух», «Фрасилеон».
Теренций переделал для римской сцены четыре комедии Менандра: «Самоистязатель», «Евнух», «Андриянка», «Братья». К тому же, римлянин не постеснялся переделать из двух греческих пьес одну римскую. Наилучшими комедиями Менандра были признаны «Фаида» и «Женоненавистник».

Сюжеты его комедий, а также и способ их развития, включая обилие общих суждений представлений, которые являлись верными не для одних лишь афинян, а для большого количества единомышленников всего мира, — все это сближает комедии с новоевропейским видом драмы, и даже более — с новомодным романом.

Именно эти свойства, переданные с ясностью и простым изложением аттической речи, принесли неописуемый успех Менандру даже далеко за пределами его родины на многие века. Размер его стихотворных диалогов — трехстопный ямб и четырехстопный хорей. В комедиях Менандра отсутствуют хоры. Как и у трагедий Еврипида, его комедии начинались с пролога. Его философские мировоззрения близки к Эпикуру, а построение пьес и обилие житейских перипетий — влияние Еврипида.

Открытие комедий Менандра

В средневековье комедии Менандра утеряны. Сохранились лишь некоторые цитаты из них, которые быстро обрели популярность, превратившись в известные афоризмы. В 1709 г. была издана первая подборка фрагментов пьес этого автора. Занимался этим Жан Ле Клерк в Амстердаме. А в 1823 г. выходит более полная версия собраний отдельных фрагментов(500). Эта подборка была издана Августом Мейнеке.

К концу XIX века было обнародовано 1750 менандровых стихов. В 1876 году Коббет издал фрагмент комедии «Привидение», который он обнаружил в монастыре на горе Синай на исписанных пергаментных листах IV века. В 1897 г. в Египте приобрели папирус содержанием в 90 стихов — пролог комедии «Земледелец».

В 1905 году наступил перелом, когда в Египте случайно обнаружили склад документов из папируса на месте древнейшего Афродитополя. Там были и комедии Менандра. Общее число его стихотворений — 1300, и пять комедий: «Самиянка», «Третейский суд», «Герой», «Отрезанная коса» и одна без названия.

Число находок, исполненных на папирусной бумаге, множилось; полный текст комедии «Брюзга» был найден в 1959 и опубликован. А также были найдены фрагменты из «Щита» и «Самиянки». В 1901-1960 гг. была открыта значимая часть свитка 3-го века до нашей эры (который по времени близок к существованию автора) с комедией «Сикионцы».

В 2003 году в рукописи IX века из Сирии из Библиотеки Ватикана были обнаружены отдельные листы-палимпсесты, греческий текст которых был наполовину стерт, и его не удалось восстановить. В него входят примерно 200 строк новой комедии Менандра и 200 строк из пьесы «Брюзга». Данные источники пока не удалось идентифицировать.

Менандр

Менандр (греч. Μένανδρος ; 342 до н. э.—291 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии.

Содержание

Биография

Афинянин, сын Диопейфа; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и хаpaктеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий Менандра до нас целиком не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке хаpaктеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие хаpaктеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мpaком. Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от Менандра до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.

Творчество

Мир комедий М. — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа хаpaктеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые paбы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались «Женоненавистник» и «Фаида». Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух». Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и paбы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

Читайте также  Краткая биография банабхатта

Открытие комедий Менандра

В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре в Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец». Но перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии. Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».

Переводчики Менандра на русский язык

  • Апт, Соломон Константинович
  • Церетели, Григорий Филимонович

Литература

Тексты и переводы

  • Менандр. Комедии. / Пер. Г. Ф. Церетели. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1936. XXXIX, 193 стр. 5300 экз.
  • Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1964. 318 стр. 25000 экз.
  • Менандр. Комедии. Фрагменты. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели, О. Смыки. (Дополнения: Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра. / Пер. В. Чемберджи. Маски средней и новой комедии. / Пер. М. Гаспарова.) Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1982. 576 стр. 40000 экз.

Французские:

  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений: Ménandre.
    • Tome I, 1re partie: La Samienne. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e tirage revu et corrigé 1989) 3e tirage 2003. LXXXV, 106 p.
    • Tome I, 2e partie: Le Dyscolos. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e édition 1976) 5e tirage 2003. LXIII, 146 p.
    • Tome I, 3e partie: Le Bouclier. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. 2e tirage 2003. CXXII, 191 p.
    • T. IV. Les Sicyoniens. Texte établi et traduit par A. Blanchard. 2009. CXXXII, 51 p.

Мудрость Человечества

Биография

Мена́ндр (др.-греч. Μένανδρος; 342 до н. э.—291 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии.

Афинянин, сын Диопейфа; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и хаpaктеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию.

Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος»«Брюзга».

Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке хаpaктеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенёсших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие хаpaктеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мpaком.

Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения — например, апостол Павел цитирует Менандра в 1Кор. 15:33: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι).

Творчество

Мир комедий Менандра — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; нет ещё индивидуализации, глубокого анализа хаpaктеров и преобладающих личных свойств героев; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые paбы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает Менандра величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70).

Женщины и paбы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандра видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандра является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит совершать дурное деяние.

Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Не меньше пяти комедий посвятил Менандр изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».

Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии Менандра: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандра считались «Женоненавистник» и «Фаида».

Как сюжеты комедий Менандра, так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандру блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохеический тетраметр. Хоров в комедиях Менандра не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям Менандр всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

Открытие комедий Менандра

В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке.

К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре на Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец».

Читайте также  Краткая биография шелли м.

Перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии.

Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».

В 2003 году в сирийской рукописи IX века из Библиотеки Ватикана были найдены отдельные листы-палимпсесты со стертым греческим текстом IV века. Благодаря современным технологиям, таким как en:spectral imaging, греческий текст оказалось возможным прочесть: он представляет собой около 200 строк из «Брюзги» и около 200 строк ещё одной комедии Менандра, которую пока не удалось идентифицировать. Подобная находка была также сделана в 2014 году студентами, исследующими палимпсесты в волнах различного диапазона.

Менандр. Биография и творчество

Менандр — последний классический и первый новый писатель. Он родился в Афинах в 343г. до н.э., был сыном Диопейфа и племянником известного поэта средней комедии Алексида, который и стал первым наставником Менандра в литературе. Менандр получил хорошее риторское и философское образование. В молодости он отслужил на военной службе. Менандр учился у Феофраста, был знаком с Эпикуром, с оратором Деметрием Фалерским, который некоторое время был македонским наместником в Афинах. Менандр сторонился общественно-политической деятельности. Из писателей он более всего увлекался Эврипидом.

Первое выступление Менандра в театре относится к 323 г. до н.э., а первая победа — к 315 г. до н. э. с комедией «Гнев». Всего он одерживал победу восемь раз, но был высоко оценен после cмepти.

Менандр написал 105 или 110 комедий. Из них полностью сохранилась лишь одна — найденная на египетском папирусе и впервые опубликованная в 1958 г. — «Брюзга». В отрывках сохранилось около трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о таких комедиях как «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Сикионец», «Земледелец», «Герой», «Самиянка», некоторых других.

Комедия Менандра по своему стилю является логическим выводом из всего предшествующего развития аттической драмы, шедшей от мифологии к быту. В ней есть черты, связывающие новую комедию с классической драматургией, например пролог. В «Брюзге» его произносит Пан, который сам «направляет» главные линии сюжета, так как заставляет Сострата влюбиться в дочь Кнемона. В «Отрезанной косе» пролог произносит богиня Неведение. В комедии «Брюзга» есть и эксод с веселой пирушкой, которыми так изобилуют комедии Аристофана, а также прямое обращение актера к публике с просьбой аплодировать и мольба к Деве Победе быть благосклонной.

Движущими силами комедии нравов и интриг у Менандра являются хаpaктер человека, его природа и случай. (Онисим в «Третейском суде»: Наш нрав — вот кто наш бог! И счастье и беда — все от него зависит, . )

Природа одна владеет только ей присущими свойствами, которыми она одаряет всех. У человека нет ничего иного, кроме только полученного от нее, то есть она — источник жизни и существования. У природы свои законы, она сама по себе, но природа воплощается в человеке, и ее «умная» деятельность берет верх над чувствами. Природа человека, как его сущность, чрезвычайно устойчива, никакие обстоятельства, никакое воспитание не в силах ее побороть. Природа человека понимается Менандром не только как некая твердая основа, но и как благо, присущее людям независимо от их национальности. Однако природа воплощается в конкретных хаpaктерах людей, часто слабых, неуверенных в жизни, скептически настроенных, погруженных в мир домашних и семейных забот, поэтому, будучи твердой основой бытия, здоровой силой, поддерживающей человека, она, тем не менее, сама ограниченна и мелка, как и тот человек, которому она служит опорой. Кроме того, действующая по своим законам природа рушится под воздействием стихийной силы случая — Тюхе, понимавшейся в эпоху эллинизма как мощное и своенравное божество, вытеснившее древнюю устойчивую и неотвратимую судьбу. У Менандра Тюхе «безрассудна» и «не надежна», но вместе с тем эта великая сила действует в мире малых дел человека и, распоряжаясь в обывательской и скромной жизни, вполне ей соответствует. Таким образом, жизнь героев Менандра никак не может быть сведена к бесцельному бытовизму, так как она управляется надличными силами, имеющими свои цели и задачи.

Комедии Менандра серьезно отличаются от большинства произведений других комических поэтов. Автор везде соблюдает строгую выдержанность плана и композиции, логическую последовательность в развитии действия, вместе с этим он тщательно избегает всего грубого, за что и ценился как образец аттического изящества. У него почти совершенно отсутствует буффонада, он сосредотачивает внимание на внутренних переживаниях действующих лиц, только изредка допускает обращение актеров к зрителям.

Именно Менандру принадлежит заслуга создания комедии хаpaктеров. Он сумел соединить типическое с индивидуальным. Хаpaктер действующего лица представляет для поэта главный интерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты, а глубокое проникновение в психологию героя представляется автору самым важным, именно это определяет весь ход действия.

Язык Менандра — образец чистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признаки зарождающегося общегреческого наречия. Менандр, таким образом, продолжает наметившуюся у Эврипида тенденцию. Он не допускает ни грубости, ни вульгарности. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь, применяясь к мopaльному облику каждого действующего лица; живо оттеняется разница между речью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностью речи простых людей. Своим мыслям он умел придать такую ясность и образную форму, что многие его выражения стали пословицами.

Менандр иногда отходит от комического тона, переходя в трагический, например, в «Отрезанной косе». Некоторые его произведения по сюжету и системе образов приближаются к тому, что можно назвать бытовой драмой, например «Третейский суд».

Изображая мелкого и среднего человека, Менандр проводит некоторые свои принципы, которые были прогрессивными. Он стоит за нормальную семейную жизнь, в презренных и маленьких людях склонен видеть человеческие и даже благородные чувства, в гетере он тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. Женщина у Менандра вполне равноправный члeн общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. Рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого.

Из комедий Менандра мораль вытекает сама собой, хотя он никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться.

Среди приемов, используемых Менандром, большую роль играет прием «узнавания», нередко встречается мотив подслушивания чужого разговора. Творчество Менандра основывалось на существовании определенных сюжетных стереотипов и наличии галереи традиционных масок, существовало традиционное художественное мышление, находившее отражение во множестве трафаретных названий пьес, имен персонажей, сюжетных ситуаций. Но автор внес в традиционные схемы то, что оказалось гораздо жизненнее их самих, что строилось не на стандартных приемах, а открывало новые перспективы для жанра.


Краткая биография астафьев

Его малая родина – деревня Овсянка Красноярского края...

16 06 2024 3:51:30

Краткая биография неверов

1915 — В поселке Сердовино близ Сызрани начато строител...

15 06 2024 18:10:48

Краткая биография лиханов

Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001) Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове...

14 06 2024 8:27:28

Догоняющая индустриализация россии начала xx века

До 1892 года Витте занимал должность министра путей сообщения, в этом году он перешел на должность министра финансов Российской Империи...

13 06 2024 20:14:13

Краткая биография брэдбери

В 1934 году семейство Брэдбери перебралось в Калифорнию, и юный Рей часто посещал Голливуд в охоте за автографами знаменитостей...

11 06 2024 12:22:53

Заговор против павла i

Официальная причина cмepти — «апоплексический удар» ( инсульт)...

10 06 2024 17:51:33

Краткая биография гамсун

При этом он вошел в историю как сторонник нацистов, что до сих пор бросает тень на его книги...

09 06 2024 21:51:55

Краткая биография музиль

Театральный режиссёр и педагог (ЛГИТМиК), воспитавший плеяду выдающихся деятелей культуры: Аркадия Каца, Алексея Германа, Леонида Менакера, Игоря Масленникова, Геннадия Опоркова, Исаака Штокбанта, Давида Либуркина, Ларису Малеванную, Анатолия Праудина, Григория Дитятковского, Виктора Сударушкина и других...

08 06 2024 18:42:42

Краткая биография вайс

У ее матери, Эдит Рут Тейх австо-итальянские корни (родилась в Вене), сначала она работала учительницей, а позже переквалифицировалась в психотерапевта...

07 06 2024 20:32:46

Краткая биография грильпарцер

Был старшим сыном адвоката Менцеля Грильпарцера и его супруги Марианны (урожд...

06 06 2024 5:53:38

Краткая биография кондратьев

С первого курса института в 1939 году был призван в армию...

05 06 2024 2:51:26

Биография льва борисовича каменева

Лев Каменев – лектор первой партийной школы в Лонжюмо, неоднократно подвергался арестам, побывал в ссылке в Туруханском крае...

04 06 2024 0:41:23

Краткая биография фриш

В 1934 г...

03 06 2024 6:58:41

Гуннское объединение в забайкалье

А спустя несколько месяцев заместитель гендиректора фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Михаил Полковов сообщил о возможном «отделении» Бурятии и Забайкалья от Сибири...

02 06 2024 15:15:51

Краткая биография горенштейн

Содержание Биография Отец — Наум Исаевич Горенштейн (1902—1937), профессор политэкономии, в 1935 году был арестован и расстрелян 8 ноября 1937 года...

01 06 2024 19:24:35

Краткая биография куприн

Он внес весомый вклад в фонд русской литературы...

31 05 2024 2:19:14

Краткая биография вольтер

Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью...

30 05 2024 22:21:58

Краткая биография лермонтов

) — великий русский поэт, прозаик, талантливый драматург, художник...

28 05 2024 23:31:32

Краткая биография шаша

Стро гий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журна лист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия...

27 05 2024 14:20:25

Краткая биография субандху

Вместе со своим другом Макарандой он отправляется на ее поиски...

26 05 2024 16:34:52

Краткая биография хилл

У него еврейские корни, а настоящая фамилия – Фелдштейн...

25 05 2024 10:48:40

Краткая биография жуковский

Помещик А...

24 05 2024 18:25:24

Краткая биография газданов

Литература русского зарубежья Сергeй Федякин, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома Русского зарубежья имени Солженицына, доцент Литературного института...

22 05 2024 8:26:54

Краткая биография эко

Умберто Эко – одна из популярнейших фигур в литературе в двадцатом веке...

20 05 2024 23:26:41

Краткая биография филиппо

Содержание Биография Филиппо Липпи Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томaзo) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г...

19 05 2024 11:35:50

История россии после правления петра i

Во-первых, указ о наследии престола 1722 г...

18 05 2024 3:38:59

Краткая биография уайльд

Биография Прославленный поэт, тонко чувствующий драматург, публицист и знаменитый прозаик Оскар Уайльд прожил полную трудностей и личных бед жизнь...

17 05 2024 20:22:41

Краткая биография кантемир

Из ро­да Кан­те­ми­ров...

15 05 2024 20:26:53

Краткая биография уэлш

Если говорить об эпохе постмодернизма, то нынешний читатель вспомнит как Чака Паланика и Виктора Пелевина, так и Ирвина Уэлша – автора культовых романов современности...

14 05 2024 14:22:27

Краткая биография бронте ш.

Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла её мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына...

13 05 2024 1:29:25

Краткая биография гар

Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада»...

12 05 2024 5:51:32

Краткая биография лонгфелло

Он происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII веке и жившей в строгих пуританских традициях...

11 05 2024 22:27:21

Краткая биография гольдони

Произведения автора написаны как образцы commedia dell’arte...

10 05 2024 20:14:37

Краткая биография казанова

Слово «авантюра» французского происхождения (aventure) и означает ничто иное как «приключение»...

09 05 2024 22:57:55

Краткая биография вознесенский

Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области...

08 05 2024 10:27:38

Краткая биография фэн

Жил юный поэт в небольшой деревне...

07 05 2024 15:49:48

Краткая биография крюс

Отец писателя Людвиг Крюс был электриком...

06 05 2024 13:47:22

Краткая биография баум

Его родители Синтия Энн (урождённая Стэнтон) и Бенджамин Уорд Баум назвали его Лайменом в честь его дяди, однако мальчик не очень любил это имя, поэтому предпочитал, чтобы его называли вторым именем — Фрэнк...

05 05 2024 1:29:21

Краткая биография франс

Настоящее имя писателя — Франсуа Анатоль Тибо, место рождения — Париж, Франция...

04 05 2024 23:52:47

Краткая биография светлов

↑ Детство...

03 05 2024 10:19:10

Краткая биография бедье

в Париже 6- го и умерла 29 августа 1938 г...

02 05 2024 12:33:57

Краткая биография фраерман

Содержание Биография Родился в бедной еврейской семье...

01 05 2024 2:56:45

Краткая биография вальзер

Маленький Робби сразу столкнулся со вкусом неудачи...

30 04 2024 10:23:15

Заключение портсмутского мирного договора

Вспомним перипетии этой уникальной дипломатической дуэли Мир нужен всем — и не нужен никому Русско-японская война не стала для Петербурга «маленькой и победоносной»...

29 04 2024 23:13:19

Краткая биография заходер

Каждый ребенок встречался с его творчеством, но не все догадываются о тяжелой судьбе писателя...

28 04 2024 10:44:31

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::