Краткая биография гамсун > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Краткая биография гамсун

Краткая биография гамсун

Кнут Гамсун: писатель, подаривший свою Нобелевскую премию нацистам

Кнут Гамсун считается непревзойденным психологом и стилистом, повлиявшим на целую плеяду крупнейших авторов ХХ века: Франца Кафку, Германа Гессе, Эрнеста Хемингуэя и других. При этом он вошел в историю как сторонник нацистов, что до сих пор бросает тень на его книги.

В 1920 году Гамсун стал лауреатом Нобелевской премии за роман «Плоды земли». Однако 20 с лишним лет спустя писатель подарил свою Нобелевскую медаль и денежную премию Йозефу Геббельсу в знак уважения. Он начал открыто поддерживать идею оккупации родной Норвегии и лично встретился с Гитлером, которому посоветовал заменить немецкого рейхскомиссара в Норвегии местным уроженцем.

Встреча оказалась провальной: Гитлер был шокирован тем, что писатель позволил себе вмешиваться в его решения, а сам Гамсун был доведен до слез. Это, впрочем, не помешало ему отреагировать на самоубийство Гитлера восторженным некрологом — и именно этот текст, где нацистский лидер описывается как борец за справедливость и великий реформатор, стал последним ударом по репутации Гамсуна.

Кнут Гамсун по прибытии в Норвегию 28 июня 1943 года после визита в Германию / Фотограф Оге Кихле, NTB Scanpix aftenposten.no

Что еще было в жизни Гамсуна, урожденного Кнута Педерсена? В первую очередь бедность — он родился в многодетной семье, толком не получил никакого образования и самостоятельно выучился грамоте. Гамсун долгое время нищенствовал, перебиваясь однократными заказами редакций. В поисках лучшей жизни молодой человек дважды уезжал в США и дважды возвращался домой. Именно эти впечатления и легли в основу полуавтобиографического романа «Голод», прославившего автора, которому не было еще и 30. Восторгавшийся его текстами Максим Горький посвятил Гамсуну целое эссе:

«На земле живут миллионы героев-муравьев, невинно осужденных на cмepть, они строят каменные кучи городов, выдумывают и создают мудрые, прекрасные вещи, всячески пытаясь украсить свою трудную жизнь, создают сами для себя мучительные, невыносимые условия социального бытия. Об этом, об этой неразумной и страшной жизни и рассказывает Гамсун своему собеседнику…»

«Голод» остается одним из самых впечатляющих изображений человеческого несчастья. Рассказчик, пожалуй, будет духовно близок многим современным молодым людям — это нищий неудачливый писатель, безнадежно пытающийся куда-нибудь пристроить свои статьи.

«На улицах уже поднялся шум, он манит меня выйти из дому; пустая комната, где половицы стонали от каждого моего шага, походила на трухлявый, отвратительный гроб; здесь не было ни порядочного замка на двери, ни печки; по ночам я обыкновенно клал носки под себя, чтобы они хоть немного высохли к утру».

Поначалу рассказчик старается не унывать, думать о хорошем каждый день и не расстраиваться после каждого отказа — вполне в духе современной селф-хелп-литературы. Гамсун как будто следит за своим героем со скрытой камерой, фиксируя его бесцельные скитания в поисках вдохновения, денег и еды. Вот он преследует незнакомую женщину, выдумывая ей имя, а вот он закладывает собственный жилет, чтобы дать несколько монет бездомному. Писать в полуголодном состоянии у него не получается, купить еды — тоже, поэтому остается только фантазировать о случайных прохожих и страдать от нескончаемого творческого кризиса. Время от времени герою все же удается опубликовать какой-то текст, но заработка его хватает совсем ненадолго.

В результате герой все глубже и глубже скатывается в натуралистически описываемое безумие: на каком-то этапе он готов отрезать и съесть собственный палец. Прокормиться ему мешают в основном собственные нравственные принципы — он то разpaбатывает дикие планы отъема денег у прохожих, то стесняется попросить их у людей, которые с большой вероятностью помогли бы, узнав об его положении.

«Перст Божий коснулся нервов моих и потихоньку, едва заметно, тронул их нити. А потом Господь вынул перст свой, и вот на нем обрывки нитей и комочки моих нервов. И осталась зияющая дыра от перста его, перста Божия, и рана в моем мозгу. Но, коснувшись меня перстом десницы своей, Господь покинул меня и не трогал более, и не было мне никакого зла. Он отпустил меня с миром, отпустил с открытой раной».

Когда публикация «Голода» сделала Гамсуна знаменитостью, он тут же начал отыгрываться на признанных литературных авторитетах — прежде всего на уже пожилом Генрике Ибсене, которого Гамсун публично раскритиковал на своей лекции в присутствии других скандинавских культурных деятелей. По словам биографов, молодой автор пытался таким образом заслужить себе скандальную славу, но Ибсен мудро промолчал — свои соображения на тему конфликта стареющих и молодых творцов он позже выразил в пьесе «Строитель Сольнес».

Спустя два года Гамсун написал «Мистерии», историю загадочного молодого человека в конфликте с мещанским обществом. Юхан Нагель — эксцентричный художник, любитель необъяснимых и оригинальных поступков. Прибыв в маленький незнакомый городок, герой быстро начинает раздражать местное население: редко соблюдает приличия, ввязывается в стычки и громко делится крамольными мыслями:

«По моему мнению, сударыня, самый великий не тот, кто вызывает наибольшее общественное брожение, хотя теперь, как и в прежние времена, такой человек голосит громче всех. Но внутреннее чувство подсказывает мне: самый великий тот, кто придает нашему существованию наибольший смысл, кто оставляет наиболее ощутимый след. Все дело в масштабах. Если хотите, великий террорист — величайший из людей, так сказать, рычаг, могущий перевернуть миры…»

Некоторые литературоведы и здесь склонны усматривать параллели между автором и героем: во всяком случае, эпатажность Нагеля действительно напоминает любовь самого Гамсуна к провокациям. Привлекает внимание в тексте, кстати, не только противоречивость его героя, но и форма: повествование ведется то от третьего лица, то от лица самого Нагеля, в чьих сбивчивых монологах, смешивающих реальность с фантазиями, предвосхищен излюбленный модернистами прием потока сознания.

Но наиболее полно образ одиночки, противостоящего обществу, был развит еще через два года в небольшом романе «Пан». Главный герой, лейтенант Томас Глан живет в лесной глуши вместе со своим псом Эзопом и совершенно не стремится контактировать с внешним миром. Все меняет внезапная встреча с дочерью местного торговца Мака, юной Эдвардой. Между молодыми людьми быстро вспыхивает роман (разбавленный, впрочем, бесконечными связями с дeвyшками, проходящими через лес мимо Глана), но так же быстро превращается во взаимные подозрения, обвинения и череду провокаций. Параллельно Глан заводит отношения с кроткой замужней Евой, совсем непохожей на взбалмошную Эдварду.

Говоря современным языком, Глан токсичный, эмоционально незрелый 30-летний мужчина. Вместе с тем поражает тонкость и точность, с которой Гамсун отмечает типичные черты такого поведения: сначала разговоры о том, что Глан якобы недостоин своей любимой и хуже ее, потом беспричинная ревность, когда два-три дня без встреч уже дают повод в чем-то обвинять Эдварду, затем публичные сцены, измены и даже селф-харм — приревновав дeвyшку особенно сильно, Глан стреляет себе в ногу из ружья.

«Если б она была со мной, я бы стал хорошим человеком, думаю я. Я вхожу в лес и додумываю свои думы; если б она была со мной, как бы я служил ей, как угождал; и если б она оказалась нехороша ко мне, нeблагодарна, требовала бы невозможного, я бы все, все делал для нее и не нарадовался бы, что она моя…»

Долгое время критики принимали прозу Гамсуна прохладно, но зато ее обожали простые читатели. Первым его настоящим бестселлером стала «Виктория» (1898), достаточно традиционная в сравнении с более ранними книгами история любви с трагическим концом. Сын бедного мельника Юханнес делает успешную литературную карьеру, а дочь богача Виктория вынуждена выйти замуж по расчету за равного себе. Роман состоит из эпизодов, описывающих встречи Юханнеса и Виктории на протяжении многих лет: от знакомства в детском возрасте до последнего прощания. Сейчас считается, что именно «Виктория» стала последним великим произведением Гамсуна — несмотря на то что в тексте нет формальных экспериментов или эпатажных героев, он получился поэтичным и искренним.

«О, любовь — это летняя ночь со звездами и ароматом земли. Но почему же она побуждает юношу искать уединенных тропок и лишает покоя старика в его одинокой каморке? Ах, любовь, ты превращаешь человеческое сердце в цветущий сад и грязную свалку, в роскошный и бесстыдный сад, где свалены таинственные и непотребные отбросы».

Биографы Гамсуна склоняются к тому, что известность вместе с финансовым успехом разрушительно повлияли на его личность. С годами у писателя проявляется все более сильное увлечение немецкой культурой — в Германии книги Гамсуна были очень популярны — и вместе с тем ненависть к Великобритании, где к его текстам были равнодушны. В конце жизни Гамсун, оказавший огромное влияние на литературный модернизм, начинает отрицать его и проповедовать консервативные взгляды. Его нобелевский роман «Плоды земли» как раз об уходе от цивилизации и возвращении к патриархальным ценностям, недаром шведские академики охаpaктеризовали его как «дидактический».

Кнут Гамсун с семьей, Ларвик, 1917 г. / Nasjonalbiblioteket, National Library of Norway

Кнут Гамсун умер в 92 года, ненавидимый многими соотечественниками. За свои взгляды он был осужден и оштрафован — на суде писатель заявлял в свое оправдание, что поддержал немецкую оккупацию в страхе перед оккупацией британской. Хаpaктеризовать Гамсуна как романиста-нациста (как его описывает, например, The Guardian) не вполне справедливо — его большая литературная карьера к моменту начала Второй мировой войны была завершена, все свои главные произведения Гамсун написал за десятилетия до увлечения идеалами национал-социализма. Сторонники разделения искусства и творца до сих пор указывают на то, что писатель был уже крайне преклонного возраста и мог не вполне отдавать себе отчет в том, что делает. Проведенная по требованию суда психиатрическая экспертиза также признала Гамсуна нездоровым. Некоторые современные исследователи предполагают, что некролог Гитлера для Гамсуна был всего лишь продолжением череды эпатажных и провокационных поступков.

В литературных кругах до сих пор нет единого мнения о том, стоит ли продолжать читать романы автора, горячо поддержавшего нацистов. В 2005 году обозреватель The New Yorker Джеффри Франк предположил, что грядет своего рода «гамсуновский ренессанс», поскольку в то время его ранние книги активно переводили и переиздавали. Но уже в 2009 году, когда норвежские власти решили отметить 150-летний юбилей писателя, публика отреагировала крайне неоднозначно. Кто-то согласился с необходимостью примириться с прошлым Гамсуна, сосредоточившись на его заслугах перед литературой, а кто-то категорически отказался забывать его проступки. И все же с тех пор в Осло функционирует большой музей, посвященный жизни и творчеству писателя, а его книги были впервые изданы в виде 27-томного собрания сочинений.

Кнут Гамсун

Биография

Проживший долгую жизнь писатель Кнут Гамсун вырос из крестьянского сына в нобелевского лауреата, но не выдержал испытание славой. Имя норвежца стало нарицательным для литераторов, в старости поддерживающих самых жестоких диктаторов. Произведения Гамсуна оказались мудрее их создателя и прошли проверку временем.

Детство и юность

4 августа 1859 года в семье сельского портного Петера Педерсена родился четвертый ребенок. Детство мальчика, которому родители дали имя Кнут, прошло в бедности и лишениях. Несколько лет он, подобно Золушке и Крошечке-Хаврошечке, жил в семье обеспеченных, но суровых родственников, только в роли мачехи выступал алчный дядя.

Кнут Гамсун в детстве / Википедия

Будущий нобелевский лауреат мог бы сказать о себе цитатой Александра Твардовского:

«Перед кем лишь мне, парнишке, не случалось спину гнуть».

Хотя на подростковом фото Кнут одет в респектабельный костюм, до того как стать профессиональным литератором, юноше довелось поработать пастухом и помощником продавца в сельской лавке, бродячим торговцем и кондуктором на конке, деревенским учителем и помощником шерифа.

Книги

Дебютировал в словесности Кнут повестью «Загадочный человек. Любовная история из Нурланна», напечатанной на средства спонсора и рассказывающей о любви сельского учителя и дочки священника. Роман «Бьергер» литератор подписал псевдонимом Гамсунд в память о местности, где прошло его детство. Но по вине типографии последняя буква потерялась, так появилось слово Гамсун, которое писатель передал в качестве фамилии потомкам.

Кнут Гамсун в молодости. Художник Альфред Андерсен / Nasjonalmuseet

Герои ранних романов Гамсуна «Голод» и «Мистерии» — молодые люди творческих профессий. В «Голоде» это безымянный журналист, которому удается продать не более одной статьи в неделю, а в «Мистериях» — скрипач. Действие первого произведения разворачивается в мегаполисе, а второго — в маленьком курортном городке. Но локации описаны неконкретно, и такие истории могли бы произойти с юношами в любой точке Европы или Америки.

Романы перекликаются с сочинениями Достоевского — внутренний мир персонажей более важен, чем сюжет или детали обстановки. Многие литераторы 20-го века от Анны Ахматовой до Джеймса Джойса и от Алексея Крученых до Генри Миллера отмечали влияние ранних романов Гамсуна на свое творчество, а порой даже приводили в своих произведениях цитаты из них.

Писатель Кнут Гамсун / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

Читайте также  Краткая биография мaндзони

Впоследствии Гамсун перешел на позиции почвенничества. Герои его поздних романов, «Плодов земли» (название произведения, за которое писателя удостоили Нобелевской премии по литературе, иногда переводится как «Соки земли») и трилогии об Августе, в которую входят сочинения «Скитальцы», «Август» и «А жизнь идет», напротив, скандинавские крестьяне и рыбаки. Хотя Гамсун обличал Льва Толстого в статьях, в зрелом возрасте норвежец, как и русский граф, стал находить гармонию в быте сельских тружеников.

Кнут Гамсун / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

Мостиком между этими этапами творчества литератора служит роман «Пан», по объему и числу персонажей соответствующий повести. Действие произведения разворачивается в сельской местности (в среде охотников), но читатель не может понять, кто прав — общество, навязывающее юноше традиционные нормы, или молодой человек, эти нормы нарушающий.

Кроме романов, Гамсун создавал произведения других жанров — пьесы и баллады, рассказы и очерки, но они не имели такого успеха, как его крупная проза. К моменту присуждения Нобелевской премии у писателя нарастают отчуждение от мира и раздражение как окружающей действительностью, так и взглядами собратьев по перу, и традиционную лекцию лауреата Кнут не произносит.

Личная жизнь

В 29 лет Кнут женился на дeвyшке по имени Берглиот, но через 8 лет бpaк, в котором родилась дочь Виктория, распался. Второй женой Кнута стала актриса и детская писательница Мари Андерсен, подарившая литератору четырех детей, один из которых — сын Торе — впоследствии прославился как художник. Мари была младше мужа на 22 года, оставалась с Гамсуном до его кончины.

Кнут Гамсун и его жена Мэри / Википедия

Несмываемым пятном биографии Гамсуна является увлечение литератора нацизмом. Еще во время поездок в США писатель хаpaктеризовал темнокожих жителей Америки как неполноценных людей, которые навсегда останутся дикарями.

В 1934 году нобелевский лауреат приветствовал приход Адольфа Гитлера к власти, а в 1943-м побывал в Германии по личному приглашению фюрера и встречался как с ним, так и с его ближайшим сподвижником Йозефом Геббельсом. Разочарованные читатели присылали Кнуту гневные письма и посылки с его книгами.

Кнут Гамсун с семьей / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

В 1945 году Гамсуна арестовали, но признали невменяемым и поместили в психиатрическую клинику, а затем в дом престарелых. Через 2 года писателю назначили денежный штраф за сотрудничество с нацистами. Судебный процесс литератор описал в своем последнем произведении «По заросшим тропам».

Мари поддерживала нацизм еще активнее мужа, и в 1947 году женщину приговорили к 3 годам тюремного заключения за измену, но уже через 9 месяцев выпустили по амнистии. Во время уголовного преследования супруги поссорились, но воссоединились в 1950 году. Мари написала мемуары, из которых поклонники творчества писателя могут узнать о его привычках и личной жизни.

Смерть

В феврале 1952 года Кнут Гамсун скончался. Причиной cмepти 92-летнего литератора стал очередной, четвертый по счету инсульт. Прах нобелевского лауреата погрeбли в саду дома Гамсунов в Нёрхольме.

Кнут Гамсун в последние годы жизни / Sverre Heiberg, Oslo Museum

Сочинения Гамсуна стали основой для 25 фильмов и мини-сериалов, причем первая экранизация вышла в 1916 году. В 1978-м в ленте, снятой по мотивам романа «Мистерии», участвовали такие звезды, как Сильвия Кристель («Эммануэль») и Рутгер Хауэр. В 1996 году биография писателя легла в основу картины «Гамсун», в которой роль нобелевского лауреата исполнил Макс фон Сюдов. Дом в Хамарёе, в котором Кнут провел детство, сейчас функционирует как музей.

Цитаты

«У любого народа есть свой коровий колокольчик, которому он поклоняется, и с этой верой люди умирают в блаженстве. Дело ведь не в том, во что верить, а в том, как верить…»

«Источник и радостей наших, и печалей — в нас же самих»

«Право жить есть такой щедрый, такой незаслуженный дар, что он с лихвой окупает все горести жизни, все до единой»

Кнут Гамсун
Кнут Петерсон

Кнут Педерсен родился 4 августа 1859 года в городе Вого, Норвегия. Мальчик вырос в семье деревенского портного. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, а с 1873 года начались годы стрaнcтвий, в течение которых сменил множество занятий. Переехав в норвежский город Буде поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей.

Именно в этот период молодой человек написал свое первое произведение: повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но осталась пpaктически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель написал стихотворную балладу «Свидание», которая напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где проводил все свободные вечера.

За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение: роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

Его первая книга появилась в 1877 году, однако не сразу стал популярным. Увидевший свет в 1890 году роман «Голод» произвел сенсацию принципиально новой тpaктовкой темы. Гамсун не обвинял общество: в духе Федора Достоевского и Августа Стриндберга, проникновенно изображал и эстетизировал иррациональные процессы в мозгу умирающего от голода человека. К другим произведениям этого периода относятся «Пан» и трилогия «Под осенней звездой», «Странник, играющий под сурдинку» и «Последняя радость». Неоромантический бунт против цивилизации обусловил его «возврат к природе» в идеологическом плане и на пpaктике.

После того, как оставив скитания, Гамсун в 1911 году предпочел жизнь фермера, создал свой лучший роман «Соки земли», эпос простой жизни, принесший ему Нобелевскую премию по литературе в 1920 году и международное признание в годы после Первой мировой войны.

Однако неприятие Гамсуном индустриально-демократической цивилизации стало причиной его симпатий к нацистам в 1930 годы и поставило его во время Второй мировой войны в один ряд с врагами родины. После войны писателя даже отдали под суд за измену. Кнут Гамсун избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту.

Далее, Кнут жил некоторое время в доме для престарелых, а затем направлен на обследование в психиатрическую клинику в Осло. В 1950 году вернулся в свое имение Нерхольм близ Гримстада на юге Норвегии

Кнут Гамсун скончался 19 февраля 1952 года в результате инсульта в своем имении Нерхольм. На похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции.

1877 — «Загадочный человек. Любовная история из Нурланна» повесть
1878 — «Свидание» баллада
1878 — «Бьергер» повесть
1889 — «Духовная жизнь Америки» статья
1890 — «Голод» роман
1892 — «Мистерии» роман
1893 — «Редактор Люнге» роман
1893 — «Новые всходы» роман
1894 — «Пан» повесть
1895 — «У врат царства» пьеса
1896 — «Игра жизни» пьеса
1897 — «Сиеста» рассказы
1898 — «Вечерняя заря» пьеса
1898 — «Виктория» роман
1902 — «Мункен Вендт» («Монах Вендт») пьеса
1903 — «В сказочной стране» путевые заметки
1903 — «Царица Тамара»
1904 — «Дикий хор»
1904 — «Мечтатели»
1906 — «Под осенней звездой»
1908 — «Бенони»
1908 — «Роза»
1909 — «Странник, играющий под сурдинку»
1910 — «Воинствующая жизнь»
1913 — «Дети века»
1915 — «Местечко Сегельфосс»
1917 — «Плоды земли»
1920 — «Женщины у колодца»
1923 — «Последняя глава»
1927 — «Бродяги / Скитальцы»
1930 — «Август»
1933 — «А жизнь идет»
1936 — «Круг замкнулся»
1949 — «По заросшим тропам»

Киновоплощения

«Гамсун (Дания-Швеция-Норвегия-Германия, 1996). В роли Кнута Гамсуна — Макс фон Сюдов.

Кнут Гамсун. Биография (Автор неизвестен)

Кнут Гамсун

Биография

Норвежский писатель Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в Гудбрансдаленской долине, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители Тора (Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где Г., его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде Г. по материнской линии. Следующие шесть лет Г. провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.

Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний Г. вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, Г. в 1873 г. убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 г. юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный человек» («Den Gaadefulde»), которая была опубликована в 1877 г., когда Г. было 18 лет.

писателей. В это время Г. выпускает роман «Бергер» («Bjorger», 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.

На деньги нурланского торговца Г. в 1878 г. отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 г., заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и Г. вынужден работать сначала батpaком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда Г. приехал в 1884 г. в Осло, все симптомы болезни, по-видимому бронхита, исчезли Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, Г. опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакотыю.

Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид Г., так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 г. была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» («Suit»).

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал Г. репутацию серьезного писателя. В этой повести Г. порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от ceкcуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.

«живость и острота прозы Г. потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными. «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы Г. сформулировал в эссе, озаглавленном «Из подсознательной жизни души» («Fra det ubevidste Sjaeleliv») и появившемся в том же году, что и «Голод». Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств»

Г. снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» («Mystener», 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» («Pan», 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался Г. своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам Г., и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который в конечном счете приводит героя к самоубийству.

Читайте также  Краткая биография эренбург

Г. – признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 г. он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» («Ved rikets port», 1895), «Драма жизни» («Livets spill», 1896) и «Вечерняя заря» («Aftenrode», 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах Г. оказался неспособен изобразить хаpaктеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений Г. сжигал до их публикации, однако в 1904 г. он издает сборник стихов «Дикий хор» («Det vilde kor»), который не уступает его лучшей прозе.

В начале XX в. Г. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» («Bern av tiden», 1913) и его продолжение «Город Сегелфосс» («Segelfossby», 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков Г., эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пастopaльной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».

В переезде Г. на ферму в 1911 г. отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Соки земли» («Markens grede»), который был издан в 1917 г. В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

«за такое монументальное произведение, как «Соки земли»», Г. в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе. правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман Г. с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию Г. отказался.

«Соков земли» Г. приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» («Konerne ved vandposten») появился в 1920 г. Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» («Siste kapitel», 1923), мрачный роман о сельском санатории.

«Бродяги» («Landstrykere», 1927), «Август» («August», 1930) и «А жизнь идет» («Men livet lever», 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах Г. вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый хаpaктер. Последний роман Г. «Кольцо замыкается» («Ringen sluttet») издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который тем не менее остается, по словам Г., «властелином в своем роде».

С возрастом Г. становится все более реакционным: в 1934 г. он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 г. он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны Г. и его жена были арестованы. Осенью 1945 г. писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 г. он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «По заросшим тропам» («Pa gjengrodde stier»), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 г., когда Г. было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение Г. во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

В 1898 г. Г. женился на Берглют Бех, от бpaка с которой у него была дочь. В 1906 г. супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 г., у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела Г. в 1947 г. Мария раскрыла иHTиMные подробности их бpaка, и разгневанный Г. отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 г. они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952 г.

Кнут Гамсун: писатель, друг Геббельса, крестьянин, гений

Удивительны даже даты рождения и cмepти Гамсуна (1859–1952): он начал писательскую карьеру, когда ещё были живы Достоевский и Толстой, Ибсен и Бьернсон, перешагнул рубеж XX века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил Нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. АиФ.ru вспоминает историю жизни великого норвежского писателя.

Гениальный выскочка

Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Всё образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса).

Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце XIX – начале XX века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришёл к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной cмepти.

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX – начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм. «Вам пора уходить!» — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными ни были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.

В 1920 году он получил Нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение «Плоды земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за всё это время — ни одного провала, ни одной проходной книги.

Крестьянский фашизм

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесёт его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале XX века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с XIX веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский, определённо повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун, в свою очередь, считал, что новых людей делают Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочёл именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даёшь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьёзе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и ещё один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны не мог написать ни строчки прозы.

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шёл наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падёт через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «…из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Вы так мягки, мистер Молотов!

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, несмотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей cмepти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве. За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании, Трюгве Ли и Терье Волд, встретились с Молотовым, который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал «Викторию» и «Пана», — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. Великий художник должен спокойно дожить свой век», — добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнёс свою знаменитую фразу: «You are too soft, mr. Molotov!»

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: «Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идёт по одному ему известному пути, в то время как его тяжёлой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанёс нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное «да». Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает моё мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и мopaльно осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали». Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время лишился состояния.

Читайте также  Краткая биография липатов

На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей cмepти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсуна на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту всё оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга «На заросших тропинках» была издана при его жизни и имела успех. После её публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идёт.

Вот так, ни тени ненависти. Только «страшное известие» о том, что «замечательный писатель» примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в ещё более ужасном положении, чем герой книги «Голод», не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остаётся более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссёры отказываются от постановки его пьес, а читатели — от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к «писателю с далёкого севера», как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его cмepти.

Гамсун, Кнут

(настоящая фамилия — Педерсен) (1859-1952) норвежский писатель

Кнут Педерсен родился в семье портного в небольшой деревушке Лом, находившейся в самом сердце Гудсбранс-далленской долины, главного сельскохозяйственного района Норвегии. Он был младшим из четырех детей. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась на север страны и поселилась на хуторе Гамсунд, расположенном неподалеку от городка Хаморой. Хутор принадлежал дяде Кнута по материнской линии, который предоставил жилье семье своей племянницы, обязав их работать вместо наемных батpaков. До девятилетнего возраста Кнут прожил в традиционной обстановке северной деревни: помогал братьям пасти коров, ходил за водой, чистил хлев. После cмepти отца семья оказалась в долгах. Чтобы рассчитаться с дядей, Кнуту с братьями пришлось трудиться не покладая рук. Впоследствии он вспоминал эти годы как самый тяжелый период в своей жизни.

Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он убежал из дома к родственникам в Лом. В течение нескольких месяцев мальчик прожил у них, но потом вернулся к матери. Правда, он отказался жить в доме дяди и начал работать помощником продавца в сельском магазине. Поскольку у него впервые появилось свободное время, Кнут начал учиться. За два года он освоил программу начальной школы. Получив аттестат, Кнут стал бродячим торговцем, но ожидаемого заработка не получил.

Тогда он снова изменил профессию: переехал в норвежский город Буде и поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей. Тогда он и написал свое первое произведение — повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но она осталась пpaктически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель он написал стихотворную балладу «Свидание», которая была напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где он проводил все свободные вечера.

За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение — роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, Педерсен подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

Скопив немного денег, он решил попытать счастья в столице и в 1878 г. отправился в Христианию (современный Осло). Там Кнут Гамсун предлагал свои произведения столичным издателям. Но никто не хотел печатать прозу начинающего автора. Гамсуну удается передать свой роман видному норвежскому писателю Б. Бьернсону. Прочитав произведение, тот откровенно признался автору, что у него есть литературный талант, но необходимо работать над стилем.

Но Кнут Гамсун не смог продержаться на случайные литературные заработки, поскольку ему удавалось печатать лишь небольшие газетные статьи и рецензии. Истратив все сбережения, он решил отправиться в Америку. Друзья снабдили его рекомендательными письмами, и в 1882 г. Гамсун приехал в США, где поселился в штате Висконсин.

Он не чурается никакой работы: служит приказчиком в лавке, конторщиком, разводит на свиноводческой ферме, но все свободное время посвящает литературному труду. Ему удается напечатать несколько очерков о жизни в США. На полученные деньги он даже смог совершить небольшое путешествие по стране. Через два года от тяжелого труда и недоедания Гамсун серьезно заболевает тяжелой формой бронхита и по совету врача возвращается на родину. В Норвегии он поселяется в усадьбе своих знакомых. Постепенно его состояние улучшается, и писатель возвращается к работе.

В 1885 г. Кнут Гамсун печатает книгу о творчестве Марка Твена и переводы нескольких его рассказов. На полученные деньги он снова отправляется в США. Поселившись в Чикаго, зимой Гамсун работает кондуктором трамвая, а летом ездит по стране, перебиваясь случайными заработками. По вечерам он работает над новой повестью. Но так и не сумев обустроиться в Америке, писатель возвращается в Норвегию. По совету знакомых он посещает Копенгаген, где показывает начатую повесть редактору ежедневной газеты Э. Брандесу. Тот приходит в восторг от прозы Гамсуна и убеждает его написать роман на данном материале.

Кнут Гамсун приступает к работе, и через несколько месяцев в одном из копенгагенских издательств выходит его роман «Голод». В нем писатель рассказывает историю становления художника. Главный герой во многом напоминает персонажей Достоевского, под влиянием которого в то время находился Гамсун. Писатель наделяет своего героя богатым воображением, он живет в мире, полном видений и снов.

Критика восторженно оценила роман, который был переиздан большим тиражом. Гамсун становится профессиональным писателем и теперь уже может позволить себе сосредоточиться только на литературной работе. Издатели наперебой приглашают его выступить со статьями, обзорами, критическими эссе. Кнут Гамсун печатает книгу впечатлений о США «Духовная жизнь Америки» . Через два года выходит его второй роман «Мистерии», в котором рассказано о жизни небольшой норвежской деревушки, все жители которой занимаются рыболовством.

После выхода романа в творчестве Гамсуна четко определились две линии: почвенническая и психологическая. Первая предполагала рассказы о жизни норвежской глубинки, а вторая — глубокое исследование психологии личности. В романе «Пан» (1894) Гамсун рассказывает о жизни философа и художника Т. Глана. Тот покидает город и живет кочевой жизнью охотника в прибрежных районах Норвегии. Писатель поэтически описывает норвежскую природу, которая становится полноправным художественным персонажем романа. Гамсун показывает, что нельзя абстрагироваться от окружающего мира, иначе наступает душевный надлом. Поэтому главный герой в конце романа и кончает жизнь самоубийством.

Параллельно с прозой, Кнут Гамсун пишет и драматургические произведения, в частности трилогию, в которой показывает пессимистические настроения героя, принадлежащего к высшему обществу. Внешне его жизнь благополучна, но на самом деле, как и другие герои писателя, он страдает от неразрешимых противоречий, приводящих его к гибели. Хотя пьесы Гамсуна были поставлены в нескольких театрах, они не имели такой популярности, как его романы.

В 1898 г. Кнут Гамсун женился на своей давней знакомой Б. Бех, вскоре у них родилась дочь. Правда, бpaк продолжался недолго: в 1906 г. супруги развелись. Через два года писатель женился на известной норвежской актрисе М. Андерсен, в бpaке родилось четверо детей: два сына и две дочери. Супруги счастливо прожили почти сорок лет, но в 1947 г., во время судебного разбирательства, они поссорились. Гамсун покинул семью и в течение трех лет не встречался со своей женой. Только в 1950 г. супруги вновь стали жить вместе.

В начале XX в. писатель создает объемные романы, действие которых происходит на хуторах и в селах Норвегии. После развода с первой женой он приобретает небольшую ферму на юге страны в местечке Гримстаад. Там писатель ведет уединенный образ жизни, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

Гамсун вновь возвращается к истории Т. Глана. Но теперь он ведет повествование в подчеркнуто элегическом тоне, изображая норвежскую деревню как идеальное общество. В романе «Городок Сегельфос» он рассказывает историю двух богатых норвежских семейств. Сюжет произведения — приключенческая история о поисках клада — является лишь фоном, на котором писатель разворачивает перед читателями панораму жизни провинциального городка. Каждая глава романа представляет собой законченный эпизод с локальной интригой.

Одновременно Кнут Гамсун работает над своим самым крупным произведением — романом «Соки земли» (1917). В нем писатель рассказывает историю любви двух норвежских крестьян, основой сюжета становится эпизод из библейской Книги Руфи. Главная героиня романа Ингер нанимается работницей в богатое имение, а затем становится женой хозяина. Гамсун показывает, что только связь с землей помогает героям выстоять в сложных жизненных обстоятельствах.

После выхода «Соков земли» Гамсун ненадолго переехал в Осло. Вскоре он приобретает усадьбу Нерхольм и навсегда уезжает из города. В. Нерхольме Гамсун прожил почти безвыездно до конца своих дней. Он писал и работал в поле. Известность его продолжала расти. Сразу же после публикации в Норвегии роман «Соки земли» был переведен на многие европейские языки.

В 1920 г. Кнут Гамсун был отмечен Нобелевской премией по литературе. В постановлении о награждении говорилось, что премия присуждена за «монументальное произведение, в котором рассказывается о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился». К этому времени у Гамсуна нарастает отчуждение от мира. Он пытается отгородиться от происходящих в нем перемен и даже отказывается выступить с традиционной нобелевской лекцией.

Со временем, начинают меняться и политические убеждения Кнута Гамсуна. Из сторонника прогрессивных взглядов он превращается в приверженца фашизма. В 1934 г. писатель публикует статьи, в которых приветствует приход фашистов к власти в Германии и призывает к установлению подобного режима в Норвегии. Поступок Гамсуна вызывает яростные протесты со стороны его читателей, из многих стран ему приходят бандероли с книгами, которые возвращают писателю разочарованные поклонники.

Хотя Кнут Гамсун никогда не состоял в фашистской партии, после начала оккупации Норвегии он активно сотрудничает с немецкими властями. Писатель выступает в профашистской печати, призывает прекратить сопротивление новой власти. В 1943 г. он совершает поездку в Германию по личному приглашению Гитлера. Он встречается с Геббельсом и Гитлером и выступает с восторженными статьями, в которых одобряет то, что происходило в Германии.

Осенью 1945 г. Кнута Гамсуна и его жену арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами. Писатель пробыл в тюрьме четыре месяца, но после инсульта его перевели в психиатрическую клинику, а затем в дом для престарелых. В 1947 г., когда врачи нашли состояние здоровья Гамсуна удовлетворительным, он предстал перед судом, был признан виновным и приговорен к штрафу в 500 000 норвежских крон (около 100 000 долларов). После Гамсун вернулся в свое имение, где возвратился к литературной работе. В 1949 г., когда писателю исполнилось 90 лет, он выпускает свою последнюю книгу — «По заросшим тропам», в которой рассказывает о собственном судебном процессе.

Кнут Гамсун был полон творческих планов и даже начал работу над новым романом, но последовавшие один за другим два инсульта помешали ему завершить задуманное. В начале 1952 г. Гамсун скончался. На его похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции. Кнут Гамсун является третьим норвежским писателем (наряду с Г. Ибсеном и С. Унсетт), которого считают классиком мировой литературы.


Краткая биография набоков

По его произведениям до сих пор ставят спектакли и снимают фильмы...

25 04 2024 7:37:26

Итог крымской войны

Во времена древней Греции не было столько геройства...

24 04 2024 6:56:37

Краткая биография осборн

Начинал карьеру в качестве репортера, затем несколько лет был актером одного из маленьких лондонских театров...

23 04 2024 11:45:55

Краткая биография иванов в

Родился 16 (28) февраля 1866 в Москве...

22 04 2024 20:25:58

Краткая биография адамович

Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором...

21 04 2024 4:44:56

История греческой колонии херсонес в крыму

В зону их интересов входили и земли по берегам Черного моря...

20 04 2024 22:24:26

Краткая биография толстой а. к.

Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию...

19 04 2024 12:10:47

Краткая биография арагон

Луи Арагон родился 3 октября 1897 г...

18 04 2024 1:15:51

Действия северного флота на коммуникациях в заполярье

В годы войны на Северном морском театре внутренние коммуникации приобрели для нас особо важное военное и экономическое значение...

17 04 2024 9:10:28

Краткая биография бретон

Его авторству принадлежат 2 манифеста об этом направлении в искусстве...

16 04 2024 17:18:26

Краткая биография готье

Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии «южным фоном» („un fond méridional“)...

15 04 2024 20:26:57

Краткая биография нагибин

В течение полувека менялись правители, цензура то ослабевала, то снова перекрывала воздух прозаикам и поэтам...

13 04 2024 16:26:24

Ижевское восстание рабочих (август-ноябрь 1918 г.)

) Одним из ключевых моментов Гражданской войны стала борьба за Поволжье...

12 04 2024 21:23:46

Борьба за власть. верховный тайный совет

Появился он 8 февраля 1726 года...

11 04 2024 0:12:39

История россии xx век

Боханов — История России...

10 04 2024 4:20:36

Краткая биография малларме

Родился 18 марта 1842 в Париже в семье Нумы Малларме, служашего Управления по делам собственности...

09 04 2024 12:19:42

Краткая биография ариосто

Он приветствуется за его шедевр под названием Форсаж Орландо, быть прекрасно отточенным романтическим эпосом...

08 04 2024 18:33:19

Краткая биография попов м. и.

1790, Петербург; по др...

07 04 2024 8:59:28

Краткая биография успенский

Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей...

06 04 2024 20:17:25

Краткая биография маккалерс

Она была названа в честь бабушки по материнской линии Лулы Карсон Уотерс...

05 04 2024 11:28:39

Краткая биография д***ин

Сын неудачливого еврейского торговца, вскоре бросившего семью...

03 04 2024 16:26:44

Краткая биография бомарше

Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)...

02 04 2024 23:45:43

Краткая биография голдинг

С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно истории первобытного общества...

31 03 2024 4:38:46

Краткая биография хилл

У него еврейские корни, а настоящая фамилия – Фелдштейн...

30 03 2024 14:59:14

Краткая биография лэ

Член РКП(б) с 1922 года...

29 03 2024 6:12:20

Краткая биография вознесенский

Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области...

28 03 2024 5:26:58

Краткая биография кортасар

Краткая биография и цитаты Хулио Кортасар — аргентинский писатель, поэт и публицист...

26 03 2024 14:18:15

Золотая орда и ислам

Ислам начал бурно распространятся во всех четырёх улусах империи...

25 03 2024 3:46:40

Краткая биография овечкин

1985) – российский хоккеист, левый крайний нападающий и капитан клуба НХЛ «Вашингтон Кэпиталз»...

24 03 2024 0:59:40

Краткая биография владимов

фамилия Волосевич, русский писатель...

23 03 2024 15:10:42

Краткая биография диккенс

Он по праву занимает ведущее место среди классиков мировой литературы...

22 03 2024 13:55:50

Краткая биография рощин

Содержание Биография Михаил Рощин родился в Казани 10 февраля 1933 года, в семье Михаила Наумовича Гибельмана (род...

21 03 2024 19:10:18

Краткая биография кондратьев

С первого курса института в 1939 году был призван в армию...

20 03 2024 11:14:23

Боевые действия красной армии в чехословакии

Красная армия освободила столицу Чехословакии Прагу и разгромила последнюю в Европе крупную нацистскую группировку, взяв в плен около 860 тыс...

19 03 2024 4:52:44

Краткая биография гёльдерлин

Johann Christian Friedrich Hölderlin ; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт...

17 03 2024 2:29:17

Краткая биография джером

Джерома Джером Клапка Джером – английский писатель-юморист, драматург – родился 2 мая 1859 года в Уолсолл, графство Стаффордшир...

16 03 2024 18:43:21

Краткая биография маканин

13 марта 1937, Орск) — русский писатель...

15 03 2024 7:52:56

Краткая биография нарекаци

Григор Нарекаци (предположительно 947-1003 гг...

14 03 2024 19:54:22

Краткая биография шекспир

Уильям Шекспир (William Shakespeare, англ...

13 03 2024 8:33:31

Краткая биография бароха

1872-1956) — один из писателей «поколения 98-го года», родился в Сан-Себастьяне в семье горного инженера-баска...

12 03 2024 20:31:33

История россии xxi век

Секрет непотопляемости главного приватизатора всея Руси Приватизация 90-х годов стала настоящей трагедией для современной России...

11 03 2024 18:26:46

Краткая биография музиль

Театральный режиссёр и педагог (ЛГИТМиК), воспитавший плеяду выдающихся деятелей культуры: Аркадия Каца, Алексея Германа, Леонида Менакера, Игоря Масленникова, Геннадия Опоркова, Исаака Штокбанта, Давида Либуркина, Ларису Малеванную, Анатолия Праудина, Григория Дитятковского, Виктора Сударушкина и других...

10 03 2024 20:55:32

Значение индустриализации для общества

Это был французский философ и социолог...

09 03 2024 1:18:52

Битва на реке сомма – в бой идут танки

По итогам длительных переговоров делегации от Франции, Великобритании, Российской империи и примкнувшей к ним Италии впервые с начала войны приняли согласованные планы военной кампании на основных направлениях, занятых войсками Германии и её союзников...

07 03 2024 17:28:39

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::