Изобразительные искусства и архитектура
Как развивалась живопись и архитектура в 20 веке
Моё почтение достойным и неповторимым! Сегодня наш веб-лайнер унесётся в путешествие по миру искусства 20 века. Из него мы узнаем, как происходило развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Всё о том, какие изменения произошли в этом развитии, и о появлении новых направлений в искусстве, вы узнаете прямо сейчас.
Кстати для учащихся 10-11 классов эта экскурсия станет отличной шпаргалкой для написания экзаменационных работ по данной теме. Ну что же, в путь по увлекательным морям прекрасного друзья!
- Вступление
- Ранние направления
- Примитивизм
- Сюрреализм
- Концептуальное искусство
- Архитектура
- Небоскрёбы
- Архитектурный модернизм
- Креативные решения
Вступление
Развитие живописи и архитектуры в прошлом столетии происходило более радикально, чем во все предшествующие времена. Изобразительное искусство от простого воспроизведения окружающего мира (рисование предметов) перешло к отображению средствами живописи мыслей и чувств художника (картины о предметах).
Мастера стали больше общаться друг с другом, делиться своими идеями и новыми выразительными средствами. Это привело к формированию различных направлений в искусстве.
Ранние направления
Экспрессионисты и фовисты-футуристы, например французский художник Анри Матисс, стремились отобразить свои эмоции и настроения при помощи густых тонов и широких мазков.
В 1907 г Пабло Пикассо и Жорж Бpaк основали новое направление в живописи — кубизм
Кубисты экспериментировали с новыми с новыми техниками рисования, пытаясь перенести на полотно трёхмерные изображения сцен и предметов. Претендуя на некое особое видение реальности, они создавали картины, на которых фигурировали расколотые, фрагментарные изображения.
А кубистами их называли оттого, что они отдавали предпочтение прямым линиям и острым углам
Некоторые художники и вовсе отказывались от изображения окружающей их действительности. В 1911 г Василий Кандинский создал первое абстpaктное полотно.
Пит Мондриан начиная с 1917 г рисовал комбинации вертикальных и горизонтальных чёрных линий. Эти линии он перемежал с красными, жёлтыми и гoлyбыми пятнами.
После второй мировой войны американские художники Джексон Поллок и Марк Ротко стали обходиться даже без линий. Поллок, к примеру, просто капал или даже выплёскивал краску на холст.
Примитивизм
Многие выдающиеся мастера кисти прошлого века испытали на себе влияние «примитивного» искусства народов Африки, Центральной Америки и Индонезии.
К примеру, такие скульпторы, как Генри Мур и Барбара Хепуорт, стремились придать традиционному творчеству новый импульс, пересмотрев формы и пропорции фигур в стиле примитивистских тенденций.
Сюрреализм
В 1900 г Зигмунд Фрейд предположил, что во сне человеческое сознание как бы воспроизводит то, что обычно скрыто в его глубине. Тем кому интересно, могут заодно посетить тур о достижениях в биологии и медицине 20-го столетия во всём мире. В нём о Фрейде и его ученике есть отдельный рассказ. Мы же следуем дальше.
Художники-сюрреалисты поставили перед собой задачу обнажить тайны подсознательного
Их картины кажутся совершенно бессмысленными, если подходить к ним с обычными мерками. Сальвадор Дали, Рене Магрит и Макс Эрнст создавали на первый взгляд не связанные между собой изображения. Однако все они были выполнены в очень строгом и реалистичном стиле.
Концептуальное искусство
После 1945 г началось развитие концептуального искусства. Его вдохновителем стал французский Марсель Дюшамп. Картины, скульптуры, кинофильмы и композиции концептуалистов нацелены в первую очередь на то, чтобы заставить людей вдумываться в сотворённое.
Для данного направления идея, стоящая за произведением искусства, гораздо важнее самого произведения
В 1960-е гг Энди Уорхол рисовал точные копии консервных банок. А Йозеф Бёйс заполнил всю комнату сверху донизу мотками чёрного войлока.
Ближе к концу столетия художники стали прибегать к самым разнообразным средствам самовыражения. Приверженцы концептуального искусства продолжали стоять на своих позициях. В то время как многие другие вернулись к более реалистическим методам отображения действительности.
Архитектура
Появившиеся в 20 веке новые строительные материалы — бетон, зеркальное стекло и сталь — значительно расширили возможности архитектуры.
Многие проектировщики использовали новые технологии для создания принципиально новых стилей
В начале 20-го столетия началась головокружительная карьера двух великих архитекторов — американца Фрэнка Ллойда Райта и немца Петера Беренса.
Беренс стремился к тому, чтобы сделать промышленные здания более функциональными и привлекательными. Впоследствии его ученики основали так называемый интернациональный стиль.
Райт сосредоточился на проектировании жилых домов и создал стиль, получивший название «дома прерий» , с просторными комнатами, низкими потолками и широкими дверными проёмами.
Этот стиль оказал сильное влияние на принципы проектирования домов в пригородах и на городских окраинах
К концу столетия половина населения США проживала в пригородных зонах. Причём многие живут в домах, чья архитектура основывается на идеях Райта.
Небоскрёбы
Небоскрёбы часто рассматриваются как типичные строения 20 в, хотя впервые их начали возводить ещё в 1880-е гг.
После 1945 г подобные жилые башни преподносились как идеальное решение проблемы перенаселённости больших городов.
На самом деле это далеко не так, поскольку многие люди испытывают в них серьёзный дискомфорт, считая их малопригодными для жизни.
Архитектурный модернизм
Господствующим стилем в архитектуре прошлого века стал модернизм , или интернациональный стиль. Он хаpaктеризуется чистотой линий и прямыми углами.
В 1918 г Вальтер Гропиус основал в Германии школу «Баухауз», объединившую под своим крылом ряд наиболее авторитетных дизайнеров 20 в.
Именно их идеи и развились впоследствии в данное направление архитектуры
Архитекторы Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое предпочитали строить дешёвые многоквартирные дома для малообеспеченных рабочих, используя сборные блочные конструкции.
После второй мировой войны некоторые архитекторы перестали строго придерживаться модернистского направления и начали использовать изогнутые и неправильной формы конструкции.
Особенно это применялось при сооружении аэропортов и стадионов, где требуется перекрывать обширное прострaнcтво.
Креативные решения
В 1970-80-е гг некоторые архитекторы начали подчёркивать механические детали зданий, которые в прошлом зачастую наоборот старались закамуфлировать.
К примеру, Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Майкл Хопкинс использовали полированную сталь или защитное стекло, чтобы выделить конструкции систем отопления и кондиционирования воздуха, лифты и прочие служебные механизмы.
Теперь и вы дорогие читатели имеете представление о том, как развивалась архитектура и живопись в те минувшие времена. Надеюсь, ваше время было потрачено не зря и с пользой.
Буду рад всех вас видеть в моём новом профиле Instagram , где помимо анонсов и прочего, будет представлен и онлайн-бутик «Атрибут стиля» с классными аксессуарами и модной одеждой.
Благодарю всех за участие и жду в новых путешествиях по абсолютно разным и в то же время увлекательным направлениям нашей жизни.
До скорой встречи друзья!
P.S. Низкий поклон замечательному издательству «РОСМЭН» за возможность подготовить для читателя вышеизложенные материал
Подпишитесь, чтобы вовремя узнавать о важных новостях!
Архитектура взаимодействует со всеми прострaнcтвенными видами искусств
Процесс взаимодействия искусств протекает в конкретноисторической культуре как на уровне видов искусства в целом, его отдельных школ и направлений, так и между отдельными произведениями, относящимися к одному или разным классам морфологической системы искусств. Взаимодействие на уровне видов происходит в сфере сложения художественных концепций и в сфере формообразования. Через сложный механизм художественной жизни и культурного быта идеи, концепции и принципы формообразования одних видов воздействуют на развитие иных, родственных или неродственных видов искусства в границах школ, художественных направлений, художественных эпох или их этапов.
Наиболее общие и принципиальные идейно-образные и формообразующие взаимные влияния видов искусства воплощаются в стилевые особенности и, таким образом, становятся стилеобразующими влияниями. Эти взаимные воздействия происходят на уровне видов искусства в целом. Как правило, они носят опосредованный хаpaктер. Однако образно-концепционные и формообразующие влияния произведений одних видов на другие могут быть прямыми и непосредственными, аккумулируясь в поэтике конкретных произведений и не распространяясь на другие произведения. Наконец, в конкретной композиции, где участвует ряд разных видов искусства, имеет место непосредственное композиционное воздействие этих видов друг на друга, в результате рождается художественный ансамбль или произведение синтеза искусств. Таким образом, выявляются три типа или уровня влияний прострaнcтвенных искусств друг на друга или их взаимодействия с искусствами непрострaнcтвенными в контексте единой художественной культуры. Это, во-первых, влияния на уровне «духа эпохи», ее основных идейно-художественных позиций, и образных концепций. Это, во- вторых, формообразующие и стилеформирующие влияния и, наконец, непосредственные композиционные. Последние могут быть и образными и формообразующими, но они не выходят за рамки конкретной многовидовой композиции, не становятся стилеобразующими.
Выявление трех основных уровней воздействия прострaнcтвенных видов, родов и жанров искусства на другие виды, роды и жанры искусства в контексте целостности культуры определяет многослойность взаимосвязей архитектуры с другими видами искусства.
Архитектура взаимодействует со всеми, а не только прострaнcтвенными видами искусства своей эпохи, усваивая ведущие идеи и образные концепции, откристаллизовавшиеся в иных видах искусства. В свою очередь, определенные черты художественного сознания, получившие наиболее яркое воплощение в архитектуре, распространяются под ее воздействием на другие виды искусства в пределах целостности историко-культурной эпохи. Так, например, монументальный хаpaктер и ансамблевость древнерусской архитектуры влияли на формирование этих черт не только в монументальной живописи, но и в литературе.
Влияния архитектуры и воздействия на нее иных видов искусства, складываясь из множества фактов, воплощаются в стилевые черты эпохи и хаpaктеризуют отношения видов искусства одного или разных классов в целом (архитектуры и живописи, архитектуры и литературы и т. д.).
Историко-художественный процесс показывает относительную стабильность архитектуры на переломных этапах развития культуры, ее меньшую подвижность, гибкость, быстроту реагирования на изменения системы ценностей и образных представлений по сравнению с другими видами искусства. Этим архитектура обязана более сложной природе познания и воплощения идей, канонической устойчивости структурных стереотипов прострaнcтва, а также непосредственным материальным и временным параметрам воплощения замысла в структуре и форме архитектурного сооружения, ансамбля, города.
В пределах прострaнcтвенных искусств выявляется закономерность последовательности выработки новых принципов формообразования от изобразительного искусства и прикладных видов творчества, при их непосредственном и косвенном влиянии, к архитектуре. Эта последовательность обычно хаpaктеризует историко-художественный процесс на его переломных этапах. Она имеет свой прообраз или модель в творческом движении универсальной художественной личности от изобразительного искусства к архитектуре. Это подтверждает творческая судьба таких классических художников, как Джотто, Брунеллески, Мантенья, Рафаэль, Микеланджело.
Историко-художественный процесс переломных эпох и творческий путь многих универсальных мастеров показывает, что в сфере изобразительного искусства может быть выработан и обобщенный образ, и в какой-то мере выразительный язык архитектуры, и «проектный» язык ее формообразования (рисунков, моделей, чертежей). Так, зрительный, пластический подход Возрождения — антитеза умозрительной и прострaнcтвенной доминанте Средневековья — берет свое начало в живописи Джотто. В ней же начинает осуществляться оптическая революция, отразившая духовную революцию: переход от коллективного, многоаспектного видения Средневековья к индивидуально-личностному ренессансному видению, для которого хаpaктерной стала одна статичная точка зрения. Непрерывное бесконечное прострaнcтво средневековой живописи замкнулось у Джотто в ряд сюжетно завершенных картин, изображающих один законченный момент действия с определенной точки зрения.
Хронологическое опережение джоттовских начал искусства Возрождения в тосканском инкрустационном стиле не умаляет доминирующего влияния в культуре ренессансной живописи. Ибо изменения в архитектуре были не архитектоническими, а живописно-пластическими. Внимание зодчих сосредоточилось на разработке стены, тpaктовавшейся как определенный вид здания с одной зрительской позиции. От этого картинного первоначального формообразования проторенессанской архитектуры, поддержанного открытиями Джотто, от его утверждения трехмерного моделирования живописных образов — прямой шаг к «Троице» и капелле Бранкаччи Мазаччо, к открытиям Брунеллески, к воплощению перспективы в живописи, скульптурном рельефе и архитектуре. Стадиальные изменения в архитектуре Возрождения, совершавшиеся под влиянием новых художественных закономерностей, выработанных в изобразительном искусстве, были подготовлены архитектурным процессом. Именно поэтому архитектура и усвоила влияние изобразительного искусства.
Подобное явление имело место и в другую переломную эпоху. Художественная система архитектуры модерна рождается в результате активного воздействия на архитектурное формообразование поэтики изобразительного и прикладного искусства. Впоследствии стилистика живописного кубизма, неопластицизма, пуризма и супрематизма оказала активное воздействие на становление стилевых особенностей архитектуры XX в. Факт этот всегда признавался пионерами «современного движения», ныне он получил признание и современной науки. Закономерность влияний изобразительного искусства на становление архитектурного языка подтверждает переход от живописи, графики и прикладного искусства таких мастеров начала XX в., как Ван де Вельде, Дусбург, Ле Корбюзье, Малевич, Татлин. Несмотря на усилившуюся тенденцию разделения труда в архитектурной деятельности с середины XX в., крупнейшие мастера архитектуры включают изобразительное творчество в свою профессиональную деятельность в поисках образной концепции и принципов формообразования, как А. Аалто, или в качестве рабочего метода творчества, как П. Солери.
Влияние форм, в том числе основной концепции формы одного из видов искусства на формообразующий процесс другого вида, прослеживается в истории культуры как закономерное явление художественного процесса. При общности мировоззренческой основы и идейной близости искусств реальной предпосылкой формообразующих влияний и аналогий у архитектуры, скульптуры, живописи и других пластических искусств и видов художественной деятельности является общность трех основных категорий художественной формы, которыми все эти искусства оперируют: прострaнcтвенной, пластической и цветовой. Каждой из этих трех визуальных художественных форм соответствует вид пластического искусства, для которого она служит основной формой. Так, прострaнcтво — основная форма и одновременно предмет архитектурного творчества, пластический объем — для скульптуры, цвет — для живописи. Однако, все три категории формы, взаимодействуя между собой, имеют место в каждом из этих видов и связывают их в морфологическую общность класса прострaнcтвенных или пластических искусств.
Взаимные формообразующие влияния различных прострaнcтвенных видов фиксируются в содержательной художественной форме архитектуры, скульптуры, живописи и иных видов и могут быть выявлены, «считаны» только с нее. В связи с этим для исследования формообразующих влияний принимается категориальный формальный анализ, абстрагированный в исследовательских целях от семантического аспекта и применяемый в сочетании со сравнительным анализом структурных особенностей формы разных видов искусства единой художественной культуры. Традиционность методики формального анализа, обогащенной категорией цвета, не является результатом развития в чистом виде классического формального метода, ибо все категории формы прострaнcтвенных искусств — прострaнcтво, пластика, цвет, — связываются с их многоплановым историко-культурным осознанием. Тем не менее, категориальный формальный анализ формообразующих влияний прострaнcтвенных искусств на архитектуру опирается на классиков аналитического искусствознания Г. Вёльфлина, А. Бринкмана и др.
Гениально раскрыл природу прострaнcтва в живописи Гегель: «живопись стягивает воедино прострaнcтвенную полноту трех измерений, живопись оставляет прострaнcтво еще в силе и уничтожает только одно из трех измерений, превращая поверхность в элемент своего изображения. Это сведение трех измерений к плоскости является основой процесса одухотворения, который может в прострaнcтвенной сфере осуществиться как нечто внутреннее лишь тем, что он не оставляет в силе полноту внешнего выражения, а ее шраничивает»4.
Перед живописцем во все времена стояла и стоит задача передачи трехмерного прострaнcтва на двумерной плоскости картины. Совокупность приемов этой передачи, делающих изображение адекватным изображаемому (эта адекватность зависит от многопланового комплекса историко-культурных и социально-психологических факторов), составляет прострaнcтвенный язык живописного произведения.
История России
Изобразительные искусства и архитектура в XIX веке
Памятник Минину и Пожарскому. И. П. Мартос. 1804-1818 годы.
В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге — Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт — А. Н. Воронихина, Биржа — Тома де Томона и ряд сооружений К. И. Росси; в Москве — комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).
Читайте также Отражение агрессий с запада. александр невскийВ процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, тот поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью образ «Северной Пальмиры», который воспели А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументально-декоративная скульптура, переживавшая в творениях И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского и С. С. Пименова свой большой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому Мартоса воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.
Большим совершенством отличаются изделия декоративно-прикладного искусства этого времени, отмеченные классической ясностью и простотой форм. Мебель, произведения из чугуна и бронзы, керамика, резьба по дереву способствуют богатству и привлекательности внутреннего и внешнего убранства зданий, участвуя в общем создании стиля зрелого классицизма.
Здание Главного штаба в Петербурге. Архитектор К. И. Росси. Литография К. Беггрова 1820 года.
Развитие живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О. А. Кипренского (1782—1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии С. Ф. Щедрин (1751—1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, отразилось в творчестве В. А. Тропинина (1776— 1857) и особенно А. Г. Венецианова (1780—1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время непрекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный хаpaктер искусства.
Последний день Помпеи. К. Брюллов. 1830-1831 годы.
Классицизм в этот период окончательно утрачивает свои прогрессивные стороны, вырождаясь в реакционный академизм. На почве отрицания самодержавного строя и вместе с тем разочарования в возможности близких социальных перемен, охватившего многие круги русского общества, а также с появлением новых философских воззрений значительное распространение получает романтизм, приобретающий по сравнению с началом XIX в. более противоречивый хаpaктер. Наряду с этим новое, сурово-объективное восприятие действительности порождало углубленные реалистические стремления, осуществлявшиеся подчас в рамках того же романтизма (в его передовых проявлениях). Но уже к 40-м годам происходит отчетливое изживание романтических тенденций, утверждение последовательно реалистических принципов в искусстве.
В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстpaкции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах — памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б. И. Орловского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) — сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической хаpaктеристики образа.
Пристальный интерес к вопросам исторического развития и судьбам народов, который был связан со всем хаpaктером передовых идей и миросозерцания людей той эпохи, побуждал художников искать больших обобщающих тем, в которых отразились бы значительные моменты в жизни человечества. На первое место в искусстве 30-х годов выдвигается историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852) в картине «Последний день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия. Однако в истолковании этого события и в его художественном воплощении Брюллов шел несколько внешним путем. Несмотря на романтический пафос, Брюллов в композиции, изображении фигур людей не порывал полностью с приемами классицистической идеализации, желая увлечь зрителя пластической красотой человеческих тел. Большой убежденностью и жизненной силой хаpaктеристик отличались многие (в особенности небольшие по размерам) портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.
Парень, играющий в бабки. Н.С. Пименов. 1836 год.
Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. Сложная религиозно-нравственная идея о необходимости освобождения человечества от угнетения и рабства отражала противоречия в мировоззрении художника, свойственные в эти годы многим представителям дворянской интеллигенции, решавшим социальные вопросы в мopaльном плане. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ paба, в котором, по словам самого художника, «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», сознание себя человеком. Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи. В поздний период Иванов свои замыслы и художественные искания пытался воплотить в серии эскизов на библейские сюжеты, по-новому осмыслив религиозные мифы. В высоко поэтической и совершенной художественной форме он передал красоту древних сказаний, рожденных народной фантазией, далеко уйдя от церковного понимания библии.
Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т. Г. Шевченко, картинах ряда учеников А. Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.
В середине 40-х годов складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815—1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника. Он сумел с меткой наблюдательностью при помощи красноречивых деталей охаpaктеризовать обстановку, типичное жизненное окружение фигур, развернуть сложное, подчас драматическое действие, с сатирической остротой изобразить хаpaктеры, поведение людей. Тонким психологизмом отличались и написанные им небольшие иHTиMные портреты. Показывая уpoдство и темные стороны социальной жизни, творчество Федотова, созвучное современному ему направлению русской литературы, закладывало основы критического реализма в живописи.
В 50-е годы бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е годы, в пору демократического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа — эти требования, выдвигавшиеся Н. Г. Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве Василия Григорьевича Перова (1834—1882), И. М. Прянишникова (1840—1894), Н. В. Неврева (1830—1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и забитости маленьких «униженных и оскорбленных» людей составляют основное содержание картин этих художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, В. И. Даля и др., созданные Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной живописи.
Читайте также Положение на правобережной украине и в крыму к началу 1944 г.Демократическое искусство утверждало себя в борьбе с салонным, безыдейным направлением в живописи и скульптуре, развивавшимся под эгидой Академии художеств. В 1863 г. 14 окончивших Академию учеников во главе с И. Н. Крамским (1837—1887), отказавшись выполнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств «передвижники» поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалистического русского искусства.
Художественное движение 60-х годов подготовило почву для расцвета искусства в 70—80-е годы. Такую же почву подготавливала архитектура и искусство в 30-е годы XX века.
Искусство архитектуры в современном понятии
Архитектура как искусство зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые необычные проекты домов и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.
Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная работа дизайнера на дому, результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.
Каждая человеческая
цивилизация развивалась с хаpaктерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его хаpaктер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.
История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:
История архитектурного искусства:
Архитектура Средневековья и эпохи
Возрождения
Архитектура XVII- IXX века
Архитектура XX века
Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн. Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.
Архитектура как искусство строительства,
которое формирует условия жизненного прострaнcтва человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:
- Архитектура объемных
сооружений. Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
заводы и пр.); - Ландшафтная архитектура. Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
мостиков, фонтанов, лестниц; - Градостроительство. Оно охватывает
создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
районов.
Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:
- симметричная и
асимметричная композиция; - горизонтальный и вертикальный ритм;
- освещение и цвет.
Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.
Изобразительное, прикладное искусство и архитектура
50.04.03 История искусств
Учебный план на 2020/2021 учебный год: заочная форма обучения
Сферой профессиональной деятельности специалиста, освоившего данную образовательную программу является подготовка и проведение научно-исследовательских работ, написание статей, научных трудов в соответствии с тематикой проводимых исследований, участие в круглых столах, распространение и популяризация результатов своих научных исследований, подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка научных публикаций, участие в разработке образовательных и культурно-просветительских аспектов государственной политики в сфере освоения и популяризации всемирного и отечественного художественного наследия, разработка и реализация культурно-просветительских и образовательных программ, осуществляемых учреждениями культуры, историко-культурная, искусствоведческая, художественная и краеведческая работа в учреждений культуры, музеях, галереях, выставочных центрах, художественных фондах, архивах.
В процессе обучения предусмотрены учебные и ознакомительные пpaктики с посещением музейных экспозиций и спецхранилищ, выставок и дефиле, интерьерных и антикварных салонов. Также существуют индивидуальные программы проведения пpaктик и стажировок за рубежом — в Финляндии, Германии, Италии.
Виды пpaктик:
- Учебная;
- Производственная;
- Преддипломная.
Типы пpaктик:
- Концентрированная;
- Рассредоточенная.
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство лёгкой промышленности и товаров народного потрeбления.
Приобретенные в процессе обучения знания и профессиональные навыки позволяют выпускникам вести научно-исследовательскую работу в сфере всех видов искусств, быть организаторами и кураторами разнообразных выставочных событий, экспертами в области искусства, арт-дилерами, экспозиционерами и кураторами в сфере творческих индустрий, работать в СМИ в качестве журналистов — обозревателей в области искусства.
Наши выпускники работают:
- Государственный Эрмитаж — научный сотрудник;
- ГМЗ «Царское Село» — хранитель отдела костюма и тканей;
- Антикварный салон — искусствовед, эксперт изобразительного и прикладного искусства;
- Художественная галерея — экспозиционер, куратор выставок;
- ГМЗ «Гатчина»;
- Музей истории религии;
- Музей Карла Фаберже.
Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО...
17 09 2023 19:15:18
Родился в Швейцарии в Конольфиген 5 января 1921 г...
16 09 2023 2:34:52
Краткая история отечественного права Вы узнаете о Русской Правде, Судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном Уложении, Своде законов Российской Империи, множестве Основных законов и нормативных актов СССР, Конституции РФ 1993 года и основных документах современности...
15 09 2023 1:49:17
Произведения автора написаны как образцы commedia dell’arte...
14 09 2023 17:18:28
Он считается одним из величайших представителей прагматической философской школы, наряду с Чарльзом Сандерсом Пирсом и Джоном Дьюи...
13 09 2023 5:17:30
Действия шли между Советским союзом (при поддержке британских войск) и немецкими и финскими войсками с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года...
10 09 2023 13:33:47
19 января родился французский писатель, мыслитель и путешественник Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер, автор известной повести «Поль и Виржини»...
08 09 2023 17:20:59
Свои произведения он писал в стиле реализма и натурализма...
07 09 2023 9:37:19
Является одним из самых выдающихся представителей золотого века русской поэзии...
06 09 2023 0:35:49
Унитаризм представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции центром...
04 09 2023 6:35:46
Окончил кадетский корпус с первой золотой медалью; участвовал в занятии Бендер Потемкиным (1789); служил в лесном департаменте; несколько лет жил уединенно в деревне, в Казанской губернии...
03 09 2023 19:41:15
Он родился как единственный сын матери Луи и отца Ким Чен Сока, которые раньше работали кассиром в супермаркете...
02 09 2023 8:25:37
Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954...
01 09 2023 19:13:51
Секрет непотопляемости главного приватизатора всея Руси Приватизация 90-х годов стала настоящей трагедией для современной России...
31 08 2023 23:45:11
В 1626 году, будучи стольником, присутствовал в числе поезжан на 2-й свадьбе царя Михаила Феодоровича...
30 08 2023 4:24:21
Необходимость реформы обусловлена тем, что в России начала и середины 19 века было очень тяжёлое финансовое положение...
29 08 2023 4:11:22
В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию...
27 08 2023 17:58:52
О, детство давнее! О, краденые дыни И капитан Майн Рид в те дни наивных вер, — Когда на берегу, бродя по красной глине, Я, замирая, ждал разбойничьих галер… Необыкновенная атмосфера знаменитого города способствовала развитию писательского таланта Олеши...
26 08 2023 21:31:17
Дважды Герой Советского Союза и генерал-майор авиации...
24 08 2023 8:59:30
Олег является одним из немногих джазовых музыкантов на современной российской сцене, кто блестяще разбирается во множестве стилей, жанров и направлений джаза...
23 08 2023 9:16:39
Но важен не только факт открытий, но и исследования новых географических объектов...
20 08 2023 10:30:16
Автор романов «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок»...
19 08 2023 13:21:35
Место рождения: Париж, Франция Знак зодиака: Овен Деятельность: Писатель, романист, публицист, общественный и политический деятель Дата cмepти: 29 сентября 1902 г...
18 08 2023 1:23:24
В 1970 году окончил исторический факультет Московского педагогического института...
16 08 2023 9:14:25
Начало I тысячелетия до н...
15 08 2023 10:57:16
На его работах «воспитывались» такие выдающиеся французские философы и писатели, как Альбер Камю и Жан Гренье...
14 08 2023 10:14:39
Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию...
13 08 2023 12:28:48
Несмотря на то, что Паскаля мучили периодические болезни, он смог найти в себе силы, чтобы работать над трудами, которые меняют взгляд на мир...
12 08 2023 15:53:35
В своих произведениях и кинокартинах, он уделял большое внимание жизни простых людей, благодаря чему ему удалось быстро стать всенародным любимцем...
11 08 2023 9:28:18
Место рождения: Лондон, Англия Знак зодиака: Водолей Чем известен: Философ, политик, историк Дата cмepти: 9 апреля 1626 г...
05 08 2023 16:42:52
У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать...
04 08 2023 17:45:50
И до сих пор его творчество остается притягательным для современного читателя, ценящего живое, яркое и емкое слово...
02 08 2023 13:19:49
Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::