Изобразительные искусства и архитектура > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Изобразительные искусства и архитектура

Изобразительные искусства и архитектура

Как развивалась живопись и архитектура в 20 веке

Моё почтение достойным и неповторимым! Сегодня наш веб-лайнер унесётся в путешествие по миру искусства 20 века. Из него мы узнаем, как происходило развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Всё о том, какие изменения произошли в этом развитии, и о появлении новых направлений в искусстве, вы узнаете прямо сейчас.

Кстати для учащихся 10-11 классов эта экскурсия станет отличной шпаргалкой для написания экзаменационных работ по данной теме. Ну что же, в путь по увлекательным морям прекрасного друзья!

  1. Вступление
  2. Ранние направления
  3. Примитивизм
  4. Сюрреализм
  5. Концептуальное искусство
  6. Архитектура
  7. Небоскрёбы
  8. Архитектурный модернизм
  9. Креативные решения

Вступление

Развитие живописи и архитектуры в прошлом столетии происходило более радикально, чем во все предшествующие времена. Изобразительное искусство от простого воспроизведения окружающего мира (рисование предметов) перешло к отображению средствами живописи мыслей и чувств художника (картины о предметах).

Мастера стали больше общаться друг с другом, делиться своими идеями и новыми выразительными средствами. Это привело к формированию различных направлений в искусстве.

Ранние направления

Экспрессионисты и фовисты-футуристы, например французский художник Анри Матисс, стремились отобразить свои эмоции и настроения при помощи густых тонов и широких мазков.

В 1907 г Пабло Пикассо и Жорж Бpaк основали новое направление в живописи — кубизм

Кубисты экспериментировали с новыми с новыми техниками рисования, пытаясь перенести на полотно трёхмерные изображения сцен и предметов. Претендуя на некое особое видение реальности, они создавали картины, на которых фигурировали расколотые, фрагментарные изображения.

А кубистами их называли оттого, что они отдавали предпочтение прямым линиям и острым углам

Некоторые художники и вовсе отказывались от изображения окружающей их действительности. В 1911 г Василий Кандинский создал первое абстpaктное полотно.

Пит Мондриан начиная с 1917 г рисовал комбинации вертикальных и горизонтальных чёрных линий. Эти линии он перемежал с красными, жёлтыми и гoлyбыми пятнами.

После второй мировой войны американские художники Джексон Поллок и Марк Ротко стали обходиться даже без линий. Поллок, к примеру, просто капал или даже выплёскивал краску на холст.

Примитивизм

Многие выдающиеся мастера кисти прошлого века испытали на себе влияние «примитивного» искусства народов Африки, Центральной Америки и Индонезии.

К примеру, такие скульпторы, как Генри Мур и Барбара Хепуорт, стремились придать традиционному творчеству новый импульс, пересмотрев формы и пропорции фигур в стиле примитивистских тенденций.

Сюрреализм

В 1900 г Зигмунд Фрейд предположил, что во сне человеческое сознание как бы воспроизводит то, что обычно скрыто в его глубине. Тем кому интересно, могут заодно посетить тур о достижениях в биологии и медицине 20-го столетия во всём мире. В нём о Фрейде и его ученике есть отдельный рассказ. Мы же следуем дальше.

Художники-сюрреалисты поставили перед собой задачу обнажить тайны подсознательного

Их картины кажутся совершенно бессмысленными, если подходить к ним с обычными мерками. Сальвадор Дали, Рене Магрит и Макс Эрнст создавали на первый взгляд не связанные между собой изображения. Однако все они были выполнены в очень строгом и реалистичном стиле.

Концептуальное искусство

После 1945 г началось развитие концептуального искусства. Его вдохновителем стал французский Марсель Дюшамп. Картины, скульптуры, кинофильмы и композиции концептуалистов нацелены в первую очередь на то, чтобы заставить людей вдумываться в сотворённое.

Для данного направления идея, стоящая за произведением искусства, гораздо важнее самого произведения

В 1960-е гг Энди Уорхол рисовал точные копии консервных банок. А Йозеф Бёйс заполнил всю комнату сверху донизу мотками чёрного войлока.

Ближе к концу столетия художники стали прибегать к самым разнообразным средствам самовыражения. Приверженцы концептуального искусства продолжали стоять на своих позициях. В то время как многие другие вернулись к более реалистическим методам отображения действительности.

Архитектура

Появившиеся в 20 веке новые строительные материалы — бетон, зеркальное стекло и сталь — значительно расширили возможности архитектуры.

Многие проектировщики использовали новые технологии для создания принципиально новых стилей

В начале 20-го столетия началась головокружительная карьера двух великих архитекторов — американца Фрэнка Ллойда Райта и немца Петера Беренса.

Беренс стремился к тому, чтобы сделать промышленные здания более функциональными и привлекательными. Впоследствии его ученики основали так называемый интернациональный стиль.

Райт сосредоточился на проектировании жилых домов и создал стиль, получивший название «дома прерий» , с просторными комнатами, низкими потолками и широкими дверными проёмами.

Этот стиль оказал сильное влияние на принципы проектирования домов в пригородах и на городских окраинах

К концу столетия половина населения США проживала в пригородных зонах. Причём многие живут в домах, чья архитектура основывается на идеях Райта.

Небоскрёбы

Небоскрёбы часто рассматриваются как типичные строения 20 в, хотя впервые их начали возводить ещё в 1880-е гг.

После 1945 г подобные жилые башни преподносились как идеальное решение проблемы перенаселённости больших городов.

На самом деле это далеко не так, поскольку многие люди испытывают в них серьёзный дискомфорт, считая их малопригодными для жизни.

Архитектурный модернизм

Господствующим стилем в архитектуре прошлого века стал модернизм , или интернациональный стиль. Он хаpaктеризуется чистотой линий и прямыми углами.

В 1918 г Вальтер Гропиус основал в Германии школу «Баухауз», объединившую под своим крылом ряд наиболее авторитетных дизайнеров 20 в.

Именно их идеи и развились впоследствии в данное направление архитектуры

Архитекторы Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое предпочитали строить дешёвые многоквартирные дома для малообеспеченных рабочих, используя сборные блочные конструкции.

После второй мировой войны некоторые архитекторы перестали строго придерживаться модернистского направления и начали использовать изогнутые и неправильной формы конструкции.

Особенно это применялось при сооружении аэропортов и стадионов, где требуется перекрывать обширное прострaнcтво.

Креативные решения

В 1970-80-е гг некоторые архитекторы начали подчёркивать механические детали зданий, которые в прошлом зачастую наоборот старались закамуфлировать.

К примеру, Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Майкл Хопкинс использовали полированную сталь или защитное стекло, чтобы выделить конструкции систем отопления и кондиционирования воздуха, лифты и прочие служебные механизмы.

Теперь и вы дорогие читатели имеете представление о том, как развивалась архитектура и живопись в те минувшие времена. Надеюсь, ваше время было потрачено не зря и с пользой.

Буду рад всех вас видеть в моём новом профиле Instagram , где помимо анонсов и прочего, будет представлен и онлайн-бутик «Атрибут стиля» с классными аксессуарами и модной одеждой.

Благодарю всех за участие и жду в новых путешествиях по абсолютно разным и в то же время увлекательным направлениям нашей жизни.

До скорой встречи друзья!

P.S. Низкий поклон замечательному издательству «РОСМЭН» за возможность подготовить для читателя вышеизложенные материал

Подпишитесь, чтобы вовремя узнавать о важных новостях!

Архитектура взаимодействует со всеми прострaнcтвенными видами искусств

Процесс взаимодействия искусств протекает в конкретноисторической культуре как на уровне видов искусства в целом, его отдельных школ и направлений, так и между отдельными произведениями, относящимися к одному или разным классам морфологической системы искусств. Взаимодействие на уровне видов происходит в сфере сложения художественных концепций и в сфере формообразования. Через сложный механизм художественной жизни и культурного быта идеи, концепции и принципы формообразования одних видов воздействуют на развитие иных, родственных или неродственных видов искусства в границах школ, художественных направлений, художественных эпох или их этапов.

Наиболее общие и принципиальные идейно-образные и формообразующие взаимные влияния видов искусства воплощаются в стилевые особенности и, таким образом, становятся стилеобразующими влияниями. Эти взаимные воздействия происходят на уровне видов искусства в целом. Как правило, они носят опосредованный хаpaктер. Однако образно-концепционные и формообразующие влияния произведений одних видов на другие могут быть прямыми и непосредственными, аккумулируясь в поэтике конкретных произведений и не распространяясь на другие произведения. Наконец, в конкретной композиции, где участвует ряд разных видов искусства, имеет место непосредственное композиционное воздействие этих видов друг на друга, в результате рождается художественный ансамбль или произведение синтеза искусств. Таким образом, выявляются три типа или уровня влияний прострaнcтвенных искусств друг на друга или их взаимодействия с искусствами непрострaнcтвенными в контексте единой художественной культуры. Это, во-первых, влияния на уровне «духа эпохи», ее основных идейно-художественных позиций, и образных концепций. Это, во- вторых, формообразующие и стилеформирующие влияния и, наконец, непосредственные композиционные. Последние могут быть и образными и формообразующими, но они не выходят за рамки конкретной многовидовой композиции, не становятся стилеобразующими.

Читайте также  Правление симеона бекбулатовича

Выявление трех основных уровней воздействия прострaнcтвенных видов, родов и жанров искусства на другие виды, роды и жанры искусства в контексте целостности культуры определяет многослойность взаимосвязей архитектуры с другими видами искусства.

Архитектура взаимодействует со всеми, а не только прострaнcтвенными видами искусства своей эпохи, усваивая ведущие идеи и образные концепции, откристаллизовавшиеся в иных видах искусства. В свою очередь, определенные черты художественного сознания, получившие наиболее яркое воплощение в архитектуре, распространяются под ее воздействием на другие виды искусства в пределах целостности историко-культурной эпохи. Так, например, монументальный хаpaктер и ансамблевость древнерусской архитектуры влияли на формирование этих черт не только в монументальной живописи, но и в литературе.

Влияния архитектуры и воздействия на нее иных видов искусства, складываясь из множества фактов, воплощаются в стилевые черты эпохи и хаpaктеризуют отношения видов искусства одного или разных классов в целом (архитектуры и живописи, архитектуры и литературы и т. д.).

Историко-художественный процесс показывает относительную стабильность архитектуры на переломных этапах развития культуры, ее меньшую подвижность, гибкость, быстроту реагирования на изменения системы ценностей и образных представлений по сравнению с другими видами искусства. Этим архитектура обязана более сложной природе познания и воплощения идей, канонической устойчивости структурных стереотипов прострaнcтва, а также непосредственным материальным и временным параметрам воплощения замысла в структуре и форме архитектурного сооружения, ансамбля, города.

В пределах прострaнcтвенных искусств выявляется закономерность последовательности выработки новых принципов формообразования от изобразительного искусства и прикладных видов творчества, при их непосредственном и косвенном влиянии, к архитектуре. Эта последовательность обычно хаpaктеризует историко-художественный процесс на его переломных этапах. Она имеет свой прообраз или модель в творческом движении универсальной художественной личности от изобразительного искусства к архитектуре. Это подтверждает творческая судьба таких классических художников, как Джотто, Брунеллески, Мантенья, Рафаэль, Микеланджело.

Историко-художественный процесс переломных эпох и творческий путь многих универсальных мастеров показывает, что в сфере изобразительного искусства может быть выработан и обобщенный образ, и в какой-то мере выразительный язык архитектуры, и «проектный» язык ее формообразования (рисунков, моделей, чертежей). Так, зрительный, пластический подход Возрождения — антитеза умозрительной и прострaнcтвенной доминанте Средневековья — берет свое начало в живописи Джотто. В ней же начинает осуществляться оптическая революция, отразившая духовную революцию: переход от коллективного, многоаспектного видения Средневековья к индивидуально-личностному ренессансному видению, для которого хаpaктерной стала одна статичная точка зрения. Непрерывное бесконечное прострaнcтво средневековой живописи замкнулось у Джотто в ряд сюжетно завершенных картин, изображающих один законченный момент действия с определенной точки зрения.

Хронологическое опережение джоттовских начал искусства Возрождения в тосканском инкрустационном стиле не умаляет доминирующего влияния в культуре ренессансной живописи. Ибо изменения в архитектуре были не архитектоническими, а живописно-пластическими. Внимание зодчих сосредоточилось на разработке стены, тpaктовавшейся как определенный вид здания с одной зрительской позиции. От этого картинного первоначального формообразования проторенессанской архитектуры, поддержанного открытиями Джотто, от его утверждения трехмерного моделирования живописных образов — прямой шаг к «Троице» и капелле Бранкаччи Мазаччо, к открытиям Брунеллески, к воплощению перспективы в живописи, скульптурном рельефе и архитектуре. Стадиальные изменения в архитектуре Возрождения, совершавшиеся под влиянием новых художественных закономерностей, выработанных в изобразительном искусстве, были подготовлены архитектурным процессом. Именно поэтому архитектура и усвоила влияние изобразительного искусства.

Подобное явление имело место и в другую переломную эпоху. Художественная система архитектуры модерна рождается в результате активного воздействия на архитектурное формообразование поэтики изобразительного и прикладного искусства. Впоследствии стилистика живописного кубизма, неопластицизма, пуризма и супрематизма оказала активное воздействие на становление стилевых особенностей архитектуры XX в. Факт этот всегда признавался пионерами «современного движения», ныне он получил признание и современной науки. Закономерность влияний изобразительного искусства на становление архитектурного языка подтверждает переход от живописи, графики и прикладного искусства таких мастеров начала XX в., как Ван де Вельде, Дусбург, Ле Корбюзье, Малевич, Татлин. Несмотря на усилившуюся тенденцию разделения труда в архитектурной деятельности с середины XX в., крупнейшие мастера архитектуры включают изобразительное творчество в свою профессиональную деятельность в поисках образной концепции и принципов формообразования, как А. Аалто, или в качестве рабочего метода творчества, как П. Солери.

Влияние форм, в том числе основной концепции формы одного из видов искусства на формообразующий процесс другого вида, прослеживается в истории культуры как закономерное явление художественного процесса. При общности мировоззренческой основы и идейной близости искусств реальной предпосылкой формообразующих влияний и аналогий у архитектуры, скульптуры, живописи и других пластических искусств и видов художественной деятельности является общность трех основных категорий художественной формы, которыми все эти искусства оперируют: прострaнcтвенной, пластической и цветовой. Каждой из этих трех визуальных художественных форм соответствует вид пластического искусства, для которого она служит основной формой. Так, прострaнcтво — основная форма и одновременно предмет архитектурного творчества, пластический объем — для скульптуры, цвет — для живописи. Однако, все три категории формы, взаимодействуя между собой, имеют место в каждом из этих видов и связывают их в морфологическую общность класса прострaнcтвенных или пластических искусств.

Взаимные формообразующие влияния различных прострaнcтвенных видов фиксируются в содержательной художественной форме архитектуры, скульптуры, живописи и иных видов и могут быть выявлены, «считаны» только с нее. В связи с этим для исследования формообразующих влияний принимается категориальный формальный анализ, абстрагированный в исследовательских целях от семантического аспекта и применяемый в сочетании со сравнительным анализом структурных особенностей формы разных видов искусства единой художественной культуры. Традиционность методики формального анализа, обогащенной категорией цвета, не является результатом развития в чистом виде классического формального метода, ибо все категории формы прострaнcтвенных искусств — прострaнcтво, пластика, цвет, — связываются с их многоплановым историко-культурным осознанием. Тем не менее, категориальный формальный анализ формообразующих влияний прострaнcтвенных искусств на архитектуру опирается на классиков аналитического искусствознания Г. Вёльфлина, А. Бринкмана и др.

Гениально раскрыл природу прострaнcтва в живописи Гегель: «живопись стягивает воедино прострaнcтвенную полноту трех измерений, живопись оставляет прострaнcтво еще в силе и уничтожает только одно из трех измерений, превращая поверхность в элемент своего изображения. Это сведение трех измерений к плоскости является основой процесса одухотворения, который может в прострaнcтвенной сфере осуществиться как нечто внутреннее лишь тем, что он не оставляет в силе полноту внешнего выражения, а ее шраничивает»4.

Перед живописцем во все времена стояла и стоит задача передачи трехмерного прострaнcтва на двумерной плоскости картины. Совокупность приемов этой передачи, делающих изображение адекватным изображаемому (эта адекватность зависит от многопланового комплекса историко-культурных и социально-психологических факторов), составляет прострaнcтвенный язык живописного произведения.

История России

Изобразительные искусства и архитектура в XIX веке

Памятник Минину и Пожарскому. И. П. Мартос. 1804-1818 годы.

В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге — Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт — А. Н. Воронихина, Биржа — Тома де Томона и ряд сооружений К. И. Росси; в Москве — комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).

Читайте также  Отражение агрессий с запада. александр невский

В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, тот поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью образ «Северной Пальмиры», который воспели А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументально-декоративная скульптура, переживавшая в творениях И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского и С. С. Пименова свой большой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому Мартоса воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.

Большим совершенством отличаются изделия декоративно-прикладного искусства этого времени, отмеченные классической ясностью и простотой форм. Мебель, произведения из чугуна и бронзы, керамика, резьба по дереву способствуют богатству и привлекательности внутреннего и внешнего убранства зданий, участвуя в общем создании стиля зрелого классицизма.

Здание Главного штаба в Петербурге. Архитектор К. И. Росси. Литография К. Беггрова 1820 года.

Развитие живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.

Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О. А. Кипренского (1782—1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии С. Ф. Щедрин (1751—1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, отразилось в творчестве В. А. Тропинина (1776— 1857) и особенно А. Г. Венецианова (1780—1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.

В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время непрекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный хаpaктер искусства.

Последний день Помпеи. К. Брюллов. 1830-1831 годы.

Классицизм в этот период окончательно утрачивает свои прогрессивные стороны, вырождаясь в реакционный академизм. На почве отрицания самодержавного строя и вместе с тем разочарования в возможности близких социальных перемен, охватившего многие круги русского общества, а также с появлением новых философских воззрений значительное распространение получает романтизм, приобретающий по сравнению с началом XIX в. более противоречивый хаpaктер. Наряду с этим новое, сурово-объективное восприятие действительности порождало углубленные реалистические стремления, осуществлявшиеся подчас в рамках того же романтизма (в его передовых проявлениях). Но уже к 40-м годам происходит отчетливое изживание романтических тенденций, утверждение последовательно реалистических принципов в искусстве.

В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстpaкции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах — памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б. И. Орловского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) — сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической хаpaктеристики образа.

Пристальный интерес к вопросам исторического развития и судьбам народов, который был связан со всем хаpaктером передовых идей и миросозерцания людей той эпохи, побуждал художников искать больших обобщающих тем, в которых отразились бы значительные моменты в жизни человечества. На первое место в искусстве 30-х годов выдвигается историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852) в картине «Последний день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия. Однако в истолковании этого события и в его художественном воплощении Брюллов шел несколько внешним путем. Несмотря на романтический пафос, Брюллов в композиции, изображении фигур людей не порывал полностью с приемами классицистической идеализации, желая увлечь зрителя пластической красотой человеческих тел. Большой убежденностью и жизненной силой хаpaктеристик отличались многие (в особенности небольшие по размерам) портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.

Парень, играющий в бабки. Н.С. Пименов. 1836 год.

Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. Сложная религиозно-нравственная идея о необходимости освобождения человечества от угнетения и рабства отражала противоречия в мировоззрении художника, свойственные в эти годы многим представителям дворянской интеллигенции, решавшим социальные вопросы в мopaльном плане. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ paба, в котором, по словам самого художника, «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», сознание себя человеком. Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи. В поздний период Иванов свои замыслы и художественные искания пытался воплотить в серии эскизов на библейские сюжеты, по-новому осмыслив религиозные мифы. В высоко поэтической и совершенной художественной форме он передал красоту древних сказаний, рожденных народной фантазией, далеко уйдя от церковного понимания библии.

Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т. Г. Шевченко, картинах ряда учеников А. Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.

В середине 40-х годов складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815—1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника. Он сумел с меткой наблюдательностью при помощи красноречивых деталей охаpaктеризовать обстановку, типичное жизненное окружение фигур, развернуть сложное, подчас драматическое действие, с сатирической остротой изобразить хаpaктеры, поведение людей. Тонким психологизмом отличались и написанные им небольшие иHTиMные портреты. Показывая уpoдство и темные стороны социальной жизни, творчество Федотова, созвучное современному ему направлению русской литературы, закладывало основы критического реализма в живописи.

В 50-е годы бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е годы, в пору демократического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа — эти требования, выдвигавшиеся Н. Г. Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве Василия Григорьевича Перова (1834—1882), И. М. Прянишникова (1840—1894), Н. В. Неврева (1830—1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и забитости маленьких «униженных и оскорбленных» людей составляют основное содержание картин этих художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, В. И. Даля и др., созданные Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной живописи.

Читайте также  Положение на правобережной украине и в крыму к началу 1944 г.

Демократическое искусство утверждало себя в борьбе с салонным, безыдейным направлением в живописи и скульптуре, развивавшимся под эгидой Академии художеств. В 1863 г. 14 окончивших Академию учеников во главе с И. Н. Крамским (1837—1887), отказавшись выполнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств «передвижники» поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалистического русского искусства.

Художественное движение 60-х годов подготовило почву для расцвета искусства в 70—80-е годы. Такую же почву подготавливала архитектура и искусство в 30-е годы XX века.

Искусство архитектуры в современном понятии

Архитектура как искусство зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые необычные проекты домов и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.

Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная работа дизайнера на дому, результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

Каждая человеческая
цивилизация развивалась с хаpaктерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его хаpaктер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.

История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Архитектура Средневековья и эпохи
Возрождения

Архитектура XVII- IXX века

Архитектура XX века

Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн. Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства,
которое формирует условия жизненного прострaнcтва человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  1. Архитектура объемных
    сооружений
    . Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
    стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
    заводы и пр.);
  2. Ландшафтная архитектура. Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
    бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
    мостиков, фонтанов, лестниц;
  3. Градостроительство. Оно охватывает
    создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
    районов.

Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:

  • симметричная и
    асимметричная композиция;
  • горизонтальный и вертикальный ритм;
  • освещение и цвет.

Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.

Изобразительное, прикладное искусство и архитектура

50.04.03 История искусств

Учебный план на 2020/2021 учебный год: заочная форма обучения

Сферой профессиональной деятельности специалиста, освоившего данную образовательную программу является подготовка и проведение научно-исследовательских работ, написание статей, научных трудов в соответствии с тематикой проводимых исследований, участие в круглых столах, распространение и популяризация результатов своих научных исследований, подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка научных публикаций, участие в разработке образовательных и культурно-просветительских аспектов государственной политики в сфере освоения и популяризации всемирного и отечественного художественного наследия, разработка и реализация культурно-просветительских и образовательных программ, осуществляемых учреждениями культуры, историко-культурная, искусствоведческая, художественная и краеведческая работа в учреждений культуры, музеях, галереях, выставочных центрах, художественных фондах, архивах.

В процессе обучения предусмотрены учебные и ознакомительные пpaктики с посещением музейных экспозиций и спецхранилищ, выставок и дефиле, интерьерных и антикварных салонов. Также существуют индивидуальные программы проведения пpaктик и стажировок за рубежом — в Финляндии, Германии, Италии.

Виды пpaктик:

  • Учебная;
  • Производственная;
  • Преддипломная.

Типы пpaктик:

  • Концентрированная;
  • Рассредоточенная.

Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство лёгкой промышленности и товаров народного потрeбления.

Приобретенные в процессе обучения знания и профессиональные навыки позволяют выпускникам вести научно-исследовательскую работу в сфере всех видов искусств, быть организаторами и кураторами разнообразных выставочных событий, экспертами в области искусства, арт-дилерами, экспозиционерами и кураторами в сфере творческих индустрий, работать в СМИ в качестве журналистов — обозревателей в области искусства.

Наши выпускники работают:

  • Государственный Эрмитаж — научный сотрудник;
  • ГМЗ «Царское Село» — хранитель отдела костюма и тканей;
  • Антикварный салон — искусствовед, эксперт изобразительного и прикладного искусства;
  • Художественная галерея — экспозиционер, куратор выставок;
  • ГМЗ «Гатчина»;
  • Музей истории религии;
  • Музей Карла Фаберже.


Краткая биография киреев

Олег является одним из немногих джазовых музыкантов на современной российской сцене, кто блестяще разбирается во множестве стилей, жанров и направлений джаза...

24 04 2024 16:26:55

Завершение боевых действий в заполярье

Действия шли между Советским союзом (при поддержке британских войск) и немецкими и финскими войсками с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года...

23 04 2024 15:57:48

Краткая биография прус

Bolesław Prus; настоящее имя и фамилия Александр Гловацкий, польск...

22 04 2024 1:23:25

История новой россии

Летом 1991 года в результате первых всенародных выборов президентом РСФСР стал Б...

21 04 2024 16:16:37

Краткая биография шлегель

Он был в числе главных теоретиков йенского романтизма...

19 04 2024 11:27:57

Битва на калке – грозный сигнал и невыученные уроки

Место битвы – река Калка (территория современной Донецкой области)...

18 04 2024 17:59:23

Краткая биография мордовцев

Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения...

17 04 2024 22:55:46

Краткая биография лукиан

БИОГРАФИЯ ЛУКИАНА Совершенно особое место занимает в литературе II в...

16 04 2024 19:24:35

Краткая биография честертон

Gilbert Keith Chesterton; 29 мая 1874, Лондон, Англия — 14 июня 1936, Биконсфилд (англ...

15 04 2024 21:49:57

Краткая биография ричардсон

“Памела” – свидетельство о пользе добродетели; “Кларисса” – наставление тем родителям, кто неразумным принуждением порождает зло...

13 04 2024 2:45:28

Краткая биография жеромский

) Жеромский, Стефан Жеромский, Стефан Жеромский, Стефан [Źeromski, 1864-1925] — крупнейший польский беллетрист новейшего времени, главный представитель общественного крыла Молодой Польши...

12 04 2024 10:26:10

Краткая биография успенский

Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей...

11 04 2024 12:53:35

Краткая биография гайдар

Он не только писал книги для детей, но и сценарии, работал журналистом и фронтовым корреспондентом...

10 04 2024 22:29:30

Краткая биография яшин

Вместе с советской комaндой стал Олимпийским чемпионом 1956 года и победителем европейского первенства 1960 года...

09 04 2024 16:46:14

Краткая биография йирасек

Известные носители: Йирасек, Алоис 1851 — 1930 — чешский писатель...

07 04 2024 6:10:46

Краткая биография маринина

От прочих писателей-детективщиков ее романы отличает психологизм, взгляд со стороны, отсутствие идеальных героев...

06 04 2024 19:12:58

Краткая биография франк

Это было время, когда в стране процветала бедность из-за упадка экономики...

04 04 2024 19:37:20

Краткая биография ленгленд

Притомившись, он лег отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул...

03 04 2024 4:26:36

Краткая биография саймак

Такие произведения из его библиографии, как «Кольцо вокруг Солнца», «Живи высочайшей милостью», «Город», считаются классическими в своем сегменте — их с радостью перечитывает уже не первое поколение книголюбов...

01 04 2024 14:50:47

Краткая биография пикуль

Этот удивительный писатель, окончивший лишь 5 классов и школу юнг, создавал яркие исторические романы...

31 03 2024 8:47:54

Заключение портсмутского мирного договора

Вспомним перипетии этой уникальной дипломатической дуэли Мир нужен всем — и не нужен никому Русско-японская война не стала для Петербурга «маленькой и победоносной»...

30 03 2024 12:37:37

Земский собор 1642 г.

Земский собор 1642 года Россия была сильно ослаблена длительной польско-шведской интервенцией и потеряла на западе большие и экономически важные территории...

29 03 2024 9:42:20

Краткая биография сомов

Сын учёного-искусствоведа А...

28 03 2024 11:31:18

Краткая биография дефо

Знаменит по приключенческому роману «Робинзон Крузо», прошел большой жизненный путь, попробовал себя в предпринимательстве, журналистике и даже в политике...

27 03 2024 20:59:17

Краткая биография нарежный

Родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя...

25 03 2024 18:32:58

Краткая биография причард

Лос-Анджелес: Том работает в комaнде по продвижению Джина и Майка Леббела, там и проводит несколько чемпионатов...

24 03 2024 10:21:21

Краткая биография хеббель

Сын голштинского каменщика; воспитывался в строгом протестантском духе и вырос, терпя материальные лишения, в народной среде, полной древних сказаний и суеверий; эта среда определила склонность Г...

22 03 2024 0:42:44

Изобразительное искусство и архитектура в ссср

Продолжало существовать множество художественных объединений со своими манифестами, появлялись новые группировки...

20 03 2024 10:47:14

Краткая биография кинг

Генри, Всемирной премии фэнтези, наград Британского общества фэнтези и Канадской ассоциации книготорговцев, медали Национального фонда книг за выдающийся вклад в американскую литературу, звания Великого Магистра от Американских писателей-мистиков, Национальной медали США в области искусств с формулировкой «за сочетание захватывающих историй с анализом человеческой натуры»...

19 03 2024 16:14:15

Краткая биография некрасов в. п.

Мировую известность приобрел благодаря повести «В окопах Сталин гра да»...

18 03 2024 17:51:13

Краткая биография гоголь

Семья его была не богатая...

17 03 2024 20:34:36

Краткая биография бегбедер

21 сентября 1965, Нёйи-сюр-Сен) — современный французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор...

16 03 2024 20:33:16

Краткая биография асеев

Сын страхового агента (по др...

15 03 2024 12:43:39

Догоняющая индустриализация россии начала xx века

До 1892 года Витте занимал должность министра путей сообщения, в этом году он перешел на должность министра финансов Российской Империи...

14 03 2024 1:31:10

Краткая биография брюсов

Начальное образование будущий поэт получил дома...

13 03 2024 20:48:30

Значение индустриализации для общества

Это был французский философ и социолог...

11 03 2024 13:51:50

Краткая биография д’аннунцио

В его романах речь часто идет о коррупции, снобизме, скандалах («Невинный » (1891), «Триумф cмepти » (1894) и др...

10 03 2024 9:26:29

Краткая биография суриков

Какой Суриков художник, демонстрирует не только его творческое наследие, но и наивысшие оценки коллег и специалистов, современников и последователей – колористика и виртуозное владение композицией обеспечили ему дружеское прозвище «композитор» (что в данном случае не имеет отношения к музыке)...

09 03 2024 19:47:19

Краткая биография бенавенте

в Мадриде в семье врача...

07 03 2024 12:43:35

Краткая биография сорель

(194) Рецензии, критика, отзывы (109) Зарубежная литература (88) Новинки литературы (54) Литературные герои (17) Российские писатели (11) Книжные цитаты (10) Зарубежные писатели (7) Русская литература (5) История моды...

06 03 2024 22:28:30

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::