Идейная борьба в русской литературе начала xix века > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Идейная борьба в русской литературе начала xix века

Идейная борьба в русской литературе начала xix века

XIX век в русской литературе

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление — реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» — революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором — журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, хаpaктерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.

В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

Идейно-литературная борьба в начале XIX века

Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806—1807 гг.

«шишковисты» организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный хаpaктер. С 1811 г. начинает существование «Беседа любителей русского слова», пользовавшаяся «высочайшим покровительством». Новое общество, построенное по образцу казенного правительственного учреждения (четыре разряда во главе с соответствующими председателями и т. д.), проводило свои заседания с подчеркнутой торжественностью.

Здесь устанавливались новые понятия о поэзии, новые представления о задачах литературы, ее месте в обществе и т. д. Однако когда «Беседа любителей русского слова», не выдержав соревнования с «Арзамасом», прекратила свое существование, полемика потеряла всякий смысл. Новые члeны общества — Н. И. Тургенев, М.

Радищева — Василий и Николай, И. П. Пнин, в дальнейшем — К. Н. Батюшков, П. И.

Большинство с этим не согласилось. Н. И. Тургенев записывал в своем дневнике 29 сентября 1817 г.: «Третьего дня был у нас Арзамас.

Просуществовав несколько лет, «Беседа» распалась в 1816 г., так и не создав ничего значительного, что осталось бы в истории русской литературы.

Но в творческом отношении литературная продукция члeнов «Беседы» не вызывала интереса. Если не считать Державина, который примыкал к «Беседе» скорее по своему официальному положению, чем но литературным пристрастиям, и Крылова, которого сближало с «шишковистами» критическое отношение к сентиментализму, среди участников этого общества не было ни одного сколько-нибудь значительного писателя или поэта. По преимуществу это были третьеразрядные литераторы, безуспешно пытавшиеся отстаивать традиционные классицистические теории и жанры.

Возвышенное, патетическое содержание приводило к использованию некоторых стилистических средств классицизма (элементы высокого стиля). Просветительские идеи их творчества выражались с помощью ораторского пафоса, восходящего к традициям Державина и Радищева. И все же поэтам «Вольного общества» не удалось создать цельную эстетическую систему. Их эстетические принципы не были в достаточной степени органическими и последовательными. Попытки объединить традиции классицизма с некоторыми элементами поэтики сентиментализма не всегда оказывались удачными. Тем но менее, нельзя недооценивать значения творчества поэтов «Вольного общества», в котором достаточно четко отразились идеи русского просвещения.

В основном это были молодые талантливые поэты карамзинскои ориентации, которые в противовес одам и величественным эпопеям культивировали в своем творчестве шуточные послания, эпиграммы, так называемую «легкую поэзию». Они остроумно пародировали официально-торжественный стиль заседаний «Беседы», высмеивали отсталость их литературных вкусов. Несмотря на всю внешнюю «несерьезность», «Арзамас» вовсе не был только развлекательным обществом. На его заседаниях велась смелая борьба с литературным консерватизмом и устаревшими эстетическими принципами.

Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин (дядя А.

Прежнего единства уже не было. «Арзамас» распался в 1818 г. В сознании современников на первом плане литературной борьбы в начале века оказалась полемика «шишковистов» и «карамзинистов». Между тем в это время существовала еще одна литературная группа, объединившаяся в 1801 г.

Читайте также  Переворот большевиков или революция, за и против

Художественное своеобразие поэтов-просветителей заключается в том, что в их творчестве сочетаются традиции классицизма с новыми тенденциями, которые связаны уже с сентиментализмом. Продолжая традиции Карамзина в раскрытии внутреннего мира героя, они обогащали поэзию гражданским пафосом, связывая лирические переживания с социальными мотивами.

В противовес «Беседе любителей русского слова» в 1815 г. возникло другое литературное общество, получившее название «Арммас». Членами нового общества стали В.

В своей лирике они воссоздавали высокий мopaльно-политический облик гражданина, в значительной степени отличавшегося от чувствительного «лирического героя», типичного для поэзии сентименталистов. Гимн в честь человека, призыв к его освобождению звучат в стихотворении Пнина «Человек». В его «Оде на правосудие» развивается мысль об общественной справедливости, в стихотворении Попугаева «Судьба» автор убеждает друзей утвердиться в желании «жить лишь для людей».

Пушкин и др. В первый период существования «Вольного общества», когда во главе его стояли Борн и Попуга-. ев, основное внимание уделялось общественно-политическим, историческим и философским вопросам. В книге Пнина «Опыт о просвещении относительно России» (1805) отчетливо звучали антикрепостнические идеи. Значительное место в деятельности «Вольного общества» занимала поэзия. Стало уже традицией объединять Пнина, Борна, Попугаева в особую группу «поэтов-радищевцев».

Традиционная для классицистов ода превращается у них в лирический жанр: там ощутимо проявляется авторское начало, ощущается конкретная личность поэта-гражданина, обращающегося с пламенными призывами к единомышленникам. Это приближало их к жанру дружеского послания, культивируемого «карамзинистами». Но и здесь есть существенное отличие. Послание становится средством передачи не личных, иHTиMных переживаний, а гражданских и даже политических идей.

Вскоре в общество вступили литераторы А. Е. Измайлов, Н. Ф. Остолопов, сыновья А. И.

Ф. Орлов, видные деятели ранней декабристской организации «Союз благоденствия» — попытались придать «Арзамасу» социально-политический хаpaктер и, быть может, превратить его в свой литературный центр.

в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Основателями его были И. М. Борн и В. В. Попугаев.

С. Пушкина), а несколько позднее и сам А. С. Пушкин.

Нечаянно мы отклонились от литературы и начали говорить о политике внутренней. Все согласны в необходимости уничтожить рабство; но средства предпринимаемые не всем нравятся».

А. Жуковский (ко-ГОрЫЙ обычно вел его протоколы), П. А. Вяземский, К. Н.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Идейно-эстетическая борьба в литературе

Идейно-эстетическая борьба в литературе

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Система вводных уроков литературы по теме:

«Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве 60-х годов 19 века» (10 класс)

II. Литературная композиция «Вечер у госпожи N». (Сценарий)

I.Урок-презентация

  1. 1. Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – крутой перелом в исторических судьбах России. Борьба вокруг крестьянского вопроса и отражение этой борьбы в литературе.
  2. 2. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», «Русский вестник»).
  3. 3. Решение основных проблем времени в творчестве писателей второй половины 19 века.
  4. 4. Борьба литературных направлений.
  5. 5. Основная проблематика и ведущие идеи произведений.
  6. 6. Особенности поэзии второй половины 19 века (поэты-демократы, философская лирика, «чистое искусство»).
  7. 7. Значение русской литературы второй половины 19века в развитии русского и мирового литературного процесса
  1. Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
  2. Чем объясняется диалогичность общественного сознания во II пол. XIX века?
  3. Назовите 2 основные исторические силы, которые выявились к 1861 году
  4. Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
  5. Чем объясняется диалогичность общественного сознания во II пол. XIX века?
  6. Назовите 2 основные исторические силы, которые выявились к 1861 году
  7. Назовите основные мотивы поэзии «чистого искусства».
  8. В чем особенность русской литературы по сравнению с европейской литературой?
  9. Почему Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой?
  10. Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX века?

II. Литературная композиция «Вечер у госпожи N». (Сценарий)

Данный урок стал результатом проектной деятельности учащихся 10-го класса.

Воссоздание «живой картины» времени к уроку в 10-ом классе по теме «Литература и время. Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве во второй половине 19 века».

Создается ситуация: хозяйка столичного салона и ее гости (среди которых есть студент, «государственный муж» и чиновник) вовлечены в полемику о современной поэзии. Звучат стихи А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, Д. Минаева и Н. Курочкина.

Идейно-эстетическая борьба в литературе была следствием спора о путях и средствах исторического движения России в будущее. Страсти разгорались нешуточные, даже когда о литературе говорили люди, далекие от нее.

Учащиеся должны были показать остроту конфликта, изобразить непримиримость сторонников «чистого искусства» и представителей демократического лагеря.

Особенности русской литературы первой половины 19 века

  • «Золотой век» русской литературы
  • Литературный процесс и представители эпохи
    • Какие темы и проблемы поднимались
    • Основные литературные деятели Золотого века
  • Основные темы русской литературы
    • Классицизм в русской литературе
    • Романтизм
    • Утверждение реализма в русской литературе

«Золотой век» русской литературы

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии». Авторство этого выражения принадлежит поэту и профессору П. А. Плетневу, который назвал В. А. Жуковского первым поэтом эпохи. Крылатое словосочетание о золотом веке литературы впервые употребил критик М. А. Антонович, подразумевающий под этим определением период А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.

На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

  • Отечественная война 1812 года;
  • декабристское восстание на Сенатской площади;
  • неожиданная cмepть Александра Первого;
  • правление Николая Первого.

Для творческой жизни того времени хаpaктерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами.

Литературный процесс и представители эпохи

Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.

Какие темы и проблемы поднимались

Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа хаpaктерен свой набор тем.

Читайте также  Внутреннее положение россии в 1920-1921 годах

Первый период (1801–1825 гг.)

Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.

Поэзия становится необычайно популярной, потому что отражает настроение того времени. Как писал известный литературовед Ю. Лотман, «в эту эпоху поэзия была ответом на все. Она становилась оправданием в собственных глазах и обещанием бесcмepтия». Стихи того времени носят политический и гражданский хаpaктер.

Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.

К концу этого периода писатели и поэты начинают отходить от романтизма к реализму. Тогда уже А. С. Грибоедов пишет комедию «Горе от ума», а Пушкин начинает работу над поэмой «Евгений Онегин».

Второй период (1826–1842 гг.)

Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.

Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.

В этот период создаются знаменитые произведения Пушкина (лирика, поэмы, «Евгений Онегин», проза), «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия «Ревизор» и первый том «Мертвых душ» Гоголя. Свои первые литературоведческие статьи публикует известный критик А. Белинский, заложивший основы реалистической эстетики.

Третий период (1843–1855 гг.)

В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.

В этот период развития русской словесности на литературной арене появляются И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Островский. Наблюдается активное взаимодействие не только между русскими авторами, но и между отечественной и мировой литературой.

Со cмepтью императора Николая I завершается первая половина XIX века и заканчивается формирование русского реализма, который сменяется декадентством.

Основные литературные деятели Золотого века

Начало Золотого века поэзии ознаменовано творчеством первого поэта той эпохи В. Жуковского, который стал основателем русского романтизма. Его произведения оказали большое влияние на становление русской поэзии, центром которой впоследствии стали Пушкин и Лермонтов.

Романтизм в ту эпоху представлял собой факт общего культурного сознания. В этом направлении творили:

  • Е. Баратынский;
  • К. Н. Батюшков;
  • А. Бестужев;
  • А. Дельвиг;
  • К. Рылеев.

Завершился золотой период русской литературы поэзией Ф. Тютчева и Н. Некрасова.

Романтический герой представлялся одиноким, разочарованным и равнодушным к жизни. По словам Пушкина, он всегда был в пути и его миром стала дорога. За спиной у него любовное предательство и яд клеветы в дружбе:

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит…

(А. Дельвиг, «Вдохновение»)

В творчестве Лермонтова романтизм формировался под большим влиянием Байрона — в его первых поэмах чувствовалось подражание английскому поэту-романтику. Но со временем Лермонтов приобрел собственный уникальный стиль, который нашел свое выражение в самых известных поэтах «Демоне» и «Мцыри».

У Пушкина этот этап в поэзии ознаменовано знаменитой элегией «Погасло дневное светило…». При этом период романтизма у Пушкина продлился относительно недолго. Поэт считается основоположником реализма, течение которого восторжествовало во второй половине XIX века. Первым классическим произведением русского реализма стал роман в стихах «Евгений Онегин».

Золотой век русской прозы в особенности известен произведениями писателей-реалистов, которые сформировали классическую русскую литературу. Развитие прозы началось с произведений Пушкина и Гоголя, которые создали хаpaктер героев, в дальнейшем встречающихся и у остальных авторов XIX века.

Выдающимися творцами реализма считаются:

  • Л. Толстой;
  • Ф. Достоевский;
  • А. Чехов;
  • И. Тургенев;
  • М. Салтыков-Щедрин;
  • А. Грибоедов.

Вслед за Пушкиным Лермонтов в романе «Герой нашего времени» изобразил сложную внутреннюю жизнь человека и неприкрытое многообразие его душевных переживаний.
В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь развил критическую сторону реализма. Быт, нрав, духовную жизнь и хаpaктеры героев писатель отобразил открыто и прямо во всей неприглядности.

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии.

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого хаpaктерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

  1. Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
  2. Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, хаpaктеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

  1. Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
  2. Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

  1. Объективизм в изображении жизни (автор описывает реальность так, как ее видит).
  2. Нравственный идеал автора, который он выражает в своих произведениях.
  3. Типические хаpaктеры, которые копируются в разных произведениях (к примеру, гоголевские помещики и чиновники).
  4. Хаpaктерные ситуации и конфликты, повторяющиеся у разных авторов (конфликт лишнего человека, борьба маленького человека и общества).
  5. Внимание к психологии персонажей (психологическое обоснование мотивов героев Достоевского и Толстого).
  6. Отображение повседневной разговорной речи.
  7. Внимание к точности и достоверности (в «Евгении Онегине» в деталях отображен дух эпохи).
Читайте также  Захватнические планы англии и турции на кавказе

Выдающимися писателями-реалистами были поздний А. Пушкин («Евгений Онегин»), М. Лермонтов («Герой нашего времени»), И. Гончаров («Обломов»), Ф. Достоевский («Бедные люди», «Бесы», «Преступление и наказание»), Л. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина») и др.

Идейная борьба в русской литературе начала xix века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На cмepть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический хаpaктер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разpaбатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический хаpaктер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – хаpaктерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях пpaктически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.


Краткая биография чаадаев

Родители Петра скончались, когда он был еще маленьким...

25 06 2022 7:51:23

Краткая биография гeйне

) Немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И...

24 06 2022 17:59:53

Краткая биография ахмадуллина

Детство и юность Будущий автор лирических стихов родилась в 1937 году...

23 06 2022 4:23:34

Краткая биография эмин

Место рождения: Баку, Азербайджанская ССР Вес: 78 кг Ранние годы Бизнес и Crocus Group Музыкальная карьера Эмина Агаларова Личная жизнь Эмина Агаларова Эмин Агаларов сейчас Слушать онлайн Лучшие фильмы Фото: Эмин Агаларов Видео: Эмин Агаларов Биография Эмина Агаларова Ранние годы Бизнес и Crocus Group Музыкальная карьера Эмина Агаларова При напряженном рабочем графике, казалось бы, времени на хобби и отдых не остается...

22 06 2022 22:33:28

Краткая биография келлер

Все дело в том, что она в возрасте одного года и семи месяцев перенесла болезнь (предположительно скарлатину), в результате которой полностью лишилась зрения и слуха...

20 06 2022 15:20:22

Индустриализация национальных республик

Национальные республики и области в целом хаpaктеризуются резким преобладанием аграрного хозяйства над индустриальным...

18 06 2022 0:49:39

Краткая биография чапек

Библиография литератора, прожившего 48 лет, обширна и многообразна, а афоризмы не стареют...

17 06 2022 23:18:22

Битва на марне – ее значение для мировой истории

5 сентября 1914 началось сражение между объединенными войсками французов и англичан с одной стороны и немецкой 1-й и 2-й армиями с другой...

16 06 2022 21:35:55

Духовный мир и повседневный быт советского человека

Духовный мир и повседневный быт советского человека Эволюция представлений о смысле жизни...

15 06 2022 11:33:22

Краткая биография сэлинджер

Jerome David Salinger; род...

12 06 2022 14:48:10

Краткая биография келлерман

Bernhard Kellermann ; 4 марта 1879 — 17 октября 1951) — немецкий писатель и поэт...

11 06 2022 4:16:16

Игорь – великий князь киевский

Князь Игорь Намеренно не вставляю в название статьи слово «Киевской»...

10 06 2022 3:50:38

История османской империи

Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других...

09 06 2022 17:10:38

Итоги правления ивана грозного

Правление Ивана 4 привело к изменению множества укладов России, но важнейшие изменения затронули: Положение знати...

08 06 2022 18:55:18

Краткая биография екимов

Жизнь и творчество Борис Петрович Екимов (1938 года рождения) относится к знаменитой плеяде русских прозаиков, а также публицистов...

07 06 2022 10:24:23

Краткая биография войнович

1932), русский писатель...

06 06 2022 14:54:45

Краткая биография брехт

Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр»...

05 06 2022 4:28:53

Екатерина i. наследство петра великого, начало дворцовых переворотов

При наличии абсолютизма такой способ смены власти оставался одним из немногих способов влияния общества (дворянской элиты) на верховную власть в государстве...

04 06 2022 19:43:16

Боспорское царство в i-iv века нашей эры

Историки знают, что хорошие климатические условия по всему миру стимулировали быстрое развитие хозяйства и общества и появление государственности...

03 06 2022 10:18:35

Краткая биография дюма — сын

Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание...

01 06 2022 17:29:29

Краткая биография шукшин

В своих произведениях и кинокартинах, он уделял большое внимание жизни простых людей, благодаря чему ему удалось быстро стать всенародным любимцем...

30 05 2022 5:27:11

Краткая биография бомарше

Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais)...

29 05 2022 22:18:44

Краткая биография руставели

შოთა რუსთაველი, около 1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века...

28 05 2022 4:51:28

Краткая биография ануй

Великолепное чувство сцены, её игрового начала и условности, блеск диалогов, изящество построения пьесы — все приёмы, так привлекающие зрителей, направлены у него на то, чтобы как можно более полно донести до них конфликт выражаемых персонажами идей...

27 05 2022 13:14:47

Краткая биография фолкнер

William Cuthbert Faulkner , 1897—1962) — американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1949)...

26 05 2022 15:55:25

Краткая биография полонский

Его произведения не имеют столь масштабного значения, как Некрасова или Пушкина, но без поэзии Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной...

25 05 2022 10:23:49

Завоевания александра македонского в средней азии

Поход в Бактрию и Согдиану Ранней весной 329 года до н...

24 05 2022 10:19:25

Краткая биография фуке

Jean Fouquet ) (Тур, ок...

23 05 2022 9:31:20

Августовское антифашистское восстание румынского народа

в Румынии является неотъемлемой частью антирусской идеологии, насаждаемой в румынском обществе с конца 1980-х...

22 05 2022 16:37:40

Денежная реформа 1922-1924 гг.

«От каждого по способностям, каждому по потребностям» Сложно представить более нeблагоприятное время для очередных изменений в финансовой системе, чем период гражданской войны...

21 05 2022 21:33:39

Краткая биография ленгленд

Притомившись, он лег отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул...

20 05 2022 4:18:25

Краткая биография алешковский

Родился 21 сентября 1929 года в Красноярске...

19 05 2022 12:19:25

Краткая биография уоррен

Уже долгое время он является одним из богатейших людей нашей планеты, постоянно занимая верхние позиции в списке Forbes...

18 05 2022 13:37:50

Краткая биография жеромский

) Жеромский, Стефан Жеромский, Стефан Жеромский, Стефан [Źeromski, 1864-1925] — крупнейший польский беллетрист новейшего времени, главный представитель общественного крыла Молодой Польши...

17 05 2022 15:16:50

Краткая биография шварц

Евгений Шварц | Телеканал «История» «Евгений Шварц» — «Поэзия судьбы» Евгения Понасенкова К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА...

16 05 2022 12:25:57

Краткая биография катаев

Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь...

15 05 2022 19:55:31

Зарождение русской государственности и крещение руси

Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в...

14 05 2022 6:15:59

Краткая биография мо

У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать...

13 05 2022 8:48:57

Краткая биография адамович

Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором...

12 05 2022 21:10:51

Краткая биография светлов

↑ Детство...

11 05 2022 10:12:12

Индустриализация в ссср

История...

10 05 2022 5:29:15

Краткая биография крестовский

Всеволод Крестовский – талантливый писатель, интересный человек...

09 05 2022 16:13:59

Краткая биография ма

Жил ярко, творил быстро и создал совершенно новое направление в российской, советской поэзии...

08 05 2022 9:19:58

Краткая биография битов

Потомственный петербуржец...

07 05 2022 22:17:14

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::