Краткая биография эрдман > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Краткая биография эрдман

Краткая биография эрдман

Николай Робертович Эрдман

ЭРДМАН, НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ (1900−1970), русский драматург, поэт. Родился 3 (16) ноября 1900 в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В.Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А. Мариенгофом, С. Есениным, Г. Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899−1960), стал принимать участие в деятельности группы. Участвовал в обсуждении Декларации имажинистов (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку Приказ о всеобщей мобилизации № 1 (1920) и литературную декларацию Восемь пунктов (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны защиты» в литературном суде над имажинистами.

Первое стихотворение Эрдмана Осени осенью осень… было опубликовано в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма Автопортрет, действие которой происходит в Москве.

В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию Носорогий хахаль на спектакль Вс. Мейерхольда Великолепный рогоносец. В 1923 состоялась премьера его буффонады Шестиэтажная авантюра в кабаре «Кривой Джимми», а в 1924 — пьесы Гибель Европы на Страстной площади в кабаре «Палас». В соавторстве с В. Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение Москва с точки зрения, которым в 1924 открылся Театр сатиры.

20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана Мандат. Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в творческую комaндировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э.Гарину. В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охаpaктеризовал пьесу Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст. Хаpaктеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка».

Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой человек без «бумаги» не мог существовать, приводили к тому, что герой Мандата Гулячкин был вынужден выписать мaндат самому себе. Кухарка Настя — Анастасия Николаевна — примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: «Вы в Бога верите? Дома верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?»

В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз.

Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой Самоубийца. Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской действительности, о которой один из персонажей говорил: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям», оказавшимся беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова — своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни» сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом. Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание.

В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая Москва» появилась статья Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда. Хотел поставить Самоубийцу и Театр им. Е. Вахтангова, но ему это тоже не удалось. , восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль.

В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по Самоубийце спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем.

Безуспешные попытки поставить или напечатать Самоубийцу предпринимались во время хрущевской «оттепели». Спектакли в Театре им. Е. Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В. Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.

Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве (Митя, Турбина N 3, Дом на Трубной, Посторонняя женщина и др.). В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в г. Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В. Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г. Александрова Веселые ребята были сняты фамилии сценаристов Н. Эрдмана и В.Масса.

В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М. Горького Мать. В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г. Александрова Волга-Волга (Государственная премия, 1941). До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М. Булгакова первый акт пьесы Гипнотизер, которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа.

В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию — в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л. Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948.

Эрдман написал также сценарии художественных (Принц и нищий, Актриса, Смелые люди, Снежная королева, Морозко и др.) и мультипликационных (Федя Зайцев, Чудесный колокольчик, Приключения Мурзилки и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были В. Масс и М.Вольпин.

В 1964 Эрдман стал консультантом Ю. Любимова и неофициальным члeном художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку Героя нашего времени М. Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю Пугачев по драматической поэме С.Есенина. Спектакль по пьесе Самоубийца Любимов смог поставить только в 1990.

Умер Эрдман в Москве 10 августа 1970.

Николай Робертович Эрдман, русский драматург, родился 16 ноября 1900 года в Москве в семье бухгалтера. Серьезное влияние на становление драматурга оказала поэзия В. Маяковского. В 1918 году Эрдман примыкает к группе поэтов-имажинистов. Первое стихотворение он публикует в журнале в 1919 году.

В 1922 Эрдман пишет либретто для оперетт, а также скетчи и куплеты для кабаре. В 1923 году в кабаре проходит премьера буффонады «Шестиэтажная авантюра», а позже ставится пьеса «Гибель Европы». В 1925 году, на подмостках театра Мейерхольда ГосТИМ, триумфально проходит премьера пьесы «Мандат», которая высмеивает советскую действительность, где человек не существует без «бумаги».

Следующей работой Эрдмана становится пьеса «Самоубийца», в которой автор демонстрирует абсурд советского образа жизни. В 1928 году пьеса «Самоубийца» ставится Мейерхольдом, однако почти сразу же запрещается советской цензурой как реакционная и антисоветская. Сам Станиславский просит разрешения у Сталина разрешить постановку пьесы. Несмотря на разрешение, через год репетиций Сталин лично запрещает спектакль.

В 1933 году, во время работы сценаристом над фильмом «Веселые ребята», Эрдмана арестовывают за политические басни и ссылают в г. Енисейск. До 1941 года Эрдман скитается по ссыльным городам, а с началом войны идет на фронт – в часть для «лишенцев», где не было ни оружия, ни обмундирования. Тяжело больного писателя вызывают в Москву писать сценарии для ансамбля НКВД, где он работает до 1948 года.

Читайте также  Краткая биография во

Николай Эрдман умер 10 августа 1970 в Москве.

Биография Николая Эрдмана

Николай Робертович Эрдман — русский драматург, поэт — родился 3 (16) ноября 1900 года в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев.

С 9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия В. Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А. Мариенгофом, С. Есениным, Г. Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником Борисом Эрдманом (1899–1960), стал принимать участие в деятельности группы. Участвовал в обсуждении «Декларации имажинистов» (1919), подписал расклеенную ими по Москве листовку «Приказ о всеобщей мобилизации № 1» (1920) и литературную декларацию «Восемь пунктов» (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны защиты» в литературном суде над имажинистами.

Первое стихотворение Эрдмана «Осени осенью осень. » было опубликовано в журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его первая, имажинистская по духу, поэма Автопортрет, действие которой происходит в Москве.

В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре, написал пародию «Носорогий хахаль» на спектакль Вс. Мейерхольда «Великолепный рогоносец». В 1923 состоялась премьера его буффонады «Шестиэтажная авантюра» в кабаре «Кривой Джимми», а в 1924 – пьесы «Гибель Европы на Страстной площади» в кабаре «Палас». В соавторстве с В. Массом и др. драматургами Эрдман написал обозрение «Москва с точки зрения», которым в 1924 открылся Театр сатиры.

20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана «Мандат». Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы. Эрдман получил возможность поехать в творческую комaндировку в Германию и Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э. Гарину. В интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охаpaктеризовал пьесу Эрдмана: «Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст. Хаpaктеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка».

Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой человек без «бумаги» не мог существовать, приводили к тому, что герой Мандата Гулячкин был вынужден выписать мaндат самому себе. Кухарка Настя – Анастасия Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: «Вы в Бога верите? Дома верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что тогда?» и т.п.

В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным: возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра, ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз.

Сразу после премьеры «Мандата» Эрдман начал работать над пьесой «Самоубийца». Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской действительности, о которой один из персонажей говорил: «В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям», оказавшимся беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова – своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни» сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом. Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание.

В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая Москва» появилась статья «Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре им. Мейерхольда». Хотел поставить Самоубийцу и Театр им. Е. Вахтангова, но ему это тоже не удалось. К.С. Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским. Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были завершены, лично запретил спектакль.

В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по «Самоубийце» спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с Кагановичем.

Безуспешные попытки поставить или напечатать «Самоубийцу» предпринимались во время хрущевской «оттепели». Спектакли в Театре им. Е. Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры, поставленный по пьесе в 1982 В. Плучеком, был снят с репертуара вскоре после премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.

Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве («Митя», «Турбина N 3», «Дом на Трубной», «Посторонняя женщина» и др.). В 1933 в Гаграх, во время съемок фильма «Веселые ребята» был арестован и сослан в г. Енисейск. Поводом к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В. Качаловым на кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г. Александрова «Веселые ребята» были сняты фамилии сценаристов Н. Эрдмана и В. Масса.

В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он написал инсценировку романа М. Горького «Мать». В 1936 Эрдману было разрешено поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г. Александрова «Волга-Волга» (Государственная премия, 1941). До Великой Отечественной войны жил также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву, Эрдман прочитал на квартире у М. Булгакова первый акт пьесы «Гипнотизер», которая не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа.

В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со стороны властей, Эрдман был призван в армию – в специальную часть для «лишенцев» и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному указанию Л. Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948.

Эрдман написал также сценарии художественных («Принц и нищий», «Актриса», «Смелые люди», «Снежная королева», «Морозко» и др.) и мультипликационных («Федя Зайцев», «Чудесный колокольчик», «Приключения Мурзилки» и др.) фильмов, либретто оперетт, интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др. произведения. Его соавторами были В. Масс и М. Вольпин.

В 1964 Эрдман стал консультантом Ю. Любимова и неофициальным члeном художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку «Героя нашего времени» М. Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю «Пугачев» по драматической поэме С. Есенина. Спектакль по пьесе «Самоубийца» Любимов смог поставить только в 1990.

Николай Робертович Эрдман умер в Москве 10 августа 1970 года.

Николай Эрдман. Биография автора двух гениальных пьес

Жизнь драматурга, поэта и сценариста Николая Эрдмана нельзя назвать счастливой, скорее она была наполнена трагическими событиями — сталинская ссылка, замалчивание его имени в титрах самых известных картин, таких как «Веселые ребята», «Волга, Волга», известность за рубежом, но не на Родине, долгий запрет на проживание в столице.

Сам Маяковский хотел научиться у него писать пьесы, Есенин восхищался талантом Эрдмана. Близко знакомый с Мейерхольдом, Станиславским, Вахтанговым, Николай Эрдман покорил сердце талантливой актрисы Ангелины Степановой, которая ушла от мужа и жила в ожидании встреч с поэтом. Причем она знала, что он женат на балерине и не собирался от нее уходить.

Читайте также  Краткая биография берроуз

Имя его в настоящее время не так популярно по сравнению с другими литераторами, Эрдман считается лучшим драматургом двадцатого века. Николаем Робертовичем восхищались Зощенко, Мейерхольд, Мандельштам, Платонов и Эйзенштейн. А любимый актер детских сказок Эраст Гарин, первый сыгравший главную роль в пьесе Эрдмана «Мандат», подражал его манере говорить немного гнусавым голосом.

Эрдман Николай Робертович. Биография

Родился Эрдман 3 ноября (16 — по новому стилю) 1900 года в Москве. Отец — Роберт Карлович Эрдман — обрусевший немец, работал бухгалтером, мать — Валентина Борисовна была русской женщиной, исповедовавшей православную веру. Уже с девятилетнего возраста мальчик стал писать стихи. В молодом возрасте вместе с братом, художником Борисом, был вовлечен имажинистами Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом в свою компанию.

Двадцатые годы стали наиболее удачными в творческом плане для Николая Эрдмана. Он работал с экспериментальными театрами, выступал как драматург, обpaбатывал водевиль «Лев Гурыч Синичкин» для театра Вахтангова. В это же время Николай Эрдман написал свою первую комедийную пьесу «Мандат», которую незамедлительно поставил Всеволод Мейерхольд в своем театре. Пьеса стала событием в новоиспеченном советском обществе, по своей сути — это была советская сатира, в которой автор на смех поднимал мещанскую жизнь, но в ней было уже немало «шпилек» против власти. Реплики из пьесы стали крылатыми, а сам Николай Эрдман приобрел горячих сторонников в лице известных писателей того времени.

Пьеса «Самоубийцы»

Пьеса «Мандат» прошла пролетарскую цензуру, а вот его второе произведение «Самоубийцы» довели драматурга до ссылки. Читая новую пьесу сына, Роберт Карлович пророчески изрек: «Доиграешься!», что и случилось, но позднее.

Остро чувствуя, куда привели большевики страну, Николай Эрдман в новой и последней своей комедийной пьесе затрагивает наболевшую тему сталинских репрессий и абсурда советской действительности. Когда Станиславский слушал «Самоубийц», то постоянно восклицал: «Гоголь! Гоголь!». Жена Осипа Мандельштама — Надежда, писала, что пьеса отражает их поколение, которое должно было стать самоубийцами, но осталось жить.

Два великих режиссера — Станиславский и Мейерхольд — боролись за пьесу: кто раньше? Станиславский писал письма «отцу народа», лелея надежду, что пьеса увидит свет. Уже были распределены роли, но запрет не заставил себя ждать. Лишь после cмepти Эрдмана, в 1983 году, режиссер В.Н.Плучек в Театре сатиры впервые поставил пьесу «Самоубийцы».

Ссылка

Арестовали же драматурга позднее — в 1933 году, после того как актер Качалов, находясь под хмельком, продекламировал басню Николая Эрдмана «отцу народов». Сам драматург в это время находился на съемках фильма «Веселые ребята». Ночью его и другого сценариста фильма Владимира Масса схватили и увезли в НКВД.

Фильм Эрдман Николай Робертович посмотрел уже в ссылке. И хотя в картине в эпизоде играл его родной отец, «Веселые ребята» ужасно не понравились драматургу. Он ожидал нечто слабое, но картина, по его мнению, оказалась глупа и скверна с самого начала.

К счастью, у Эрдмана в эти тяжелые годы не отняли право писать и работать. Все это время он пишет сценарий к роману Горького «Мать», создает вместе с другим сценаристом Волошиным и режиссером Александровым сюжет к фильму «Волга, Волга», которую полюбил и часто цитировал Сталин. Но имя сценариста так и не вошло в картину, режиссер Григорий Александров вырезал имена Эрдмана и Масса из титров.

Переписка

Николай Робертович прошел войну, по счастливой случайности его назначили автором ансамбля песни и пляски НКВД, где произошло знакомство с такими замечательными людьми, как композитор Шостакович, хормейстер Свешников, режиссер Юткевич. С артистом Юрием Любимовым Николай дружил до самой cмepти.

Николай Эрдман, биография, личная жизнь которого описана в данной статье, любил одну женщину — Ангелину Степанову. Любовь была взаимной, и до наших дней сохранились письма, которые они писали друг к другу. Переписку издали в 2007 году.

Заключение

Скончался Николай Робертович Эрдман 10 августа 1970 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище.

Сегодня дети и взрослые должны знать, что сценарии к сказкам «Морозко», «Город мастеров», «Огонь, вода и медные трубы» написал Николай Эрдман. Помимо этого его перу принадлежат либретто к разным опереттам, в том числе и к «Летучей мыши», сценарий «Каина XVIII», сценарий к фильму «Семеро смелых» и так далее.

Эрдман Николай Робертович

Краткие содержания

1900-1970

НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ ЭРДМАН, поэт и русский драматург. Родился поэт 03.11.1900 в московской семье бухгалтера. Члены его семьи являлись балтийскими обрусевшими немцами. Уже начиная с девятилетнего возраста, он стал писать стихи. В годы юности на него громаднейшее влияние оказало творчество Владимира Маяковского.

По наступлению 1918 года Эрдман заводит знакомство с такими имажинистами, как Г. Якулов, С. Есенин, А. Мариенгоф и совместно со старшим своим братом, художником театра Борисом Эрдманом (1899-1960), стал непосредственно участвовать в работе группы. Принимал участие в рассмотрении Декларации имажинистов (1919), подписывал расклеиваемую ими по столице листовку Приказа всеобщей мобилизации (1920), а также литературную декларацию под названием «Восемь пунктов» (1924). Выступал «свидетелем защиты» литературного суда над имажинистами.

Первое свое стихотворение под названием «Осенью, осени осень. » Эрдман опубликовал в 1919 году в журнале «Творчество и жизнь русской молодежи». В это же время он был мобилизован в ряды Красной Армии. Будучи в армии и далее, по возвращении Николай Робертович не переставал печатать собственные стихи. В 1922 издали его первую, по духу имажинистскую поэму Автопортрет, в которой действие происходит в столице.

По наступлению 1922 года Эрдмана уже хорошо знала театральная Москва. Он являлся автором куплетов и скетчей для кабаре, либретто для балетов и оперетт, написал на спектакль «Великолепный рогоносец» Всеволода Мейерхольда пародию под названием «Носорогий хахаль». В таком кабаре, как «Кривой Джимми», в 1923 году прошла премьера написанной им буффонады, получившей название «Шестиэтажная авантюра». Через год состоялся в кабаре «Палас», на Страстной площади, премьерный показ его пьесы «Гибель Европы». Являясь соавтором В. Масса и прочих драматургов, в 1924 Эрманом было написано обозрение Москвы, после чего был открыт Театр сатиры.

В театре ГосТИМ в апреле 1925 года Мейерхольдом была поставлена пьеса Эрдмана «Мандат». Премьерная постановка явилась триумфальной, а пьесу молодого автора, поставленную великим режиссером, окрестили самым важным событием художественной жизнедеятельности столицы. Эрдману была предоставлена возможность отправиться в творческую комaндировку в Италию и Германию. Актер Э. Гарин очень прославился после исполнения роли главного персонажа Гулячкина. Давая интервью изданию «Вечерняя Москва», сам Мейерхольд дал пьесе Эрдмана следующие хаpaктеристики: «Бытовая современная комедия, которая написана на основании подлинных традиций Сухово-Кобылина и Гоголя. Наиболее значимая ценность самой комедии определяется ее текстами. Хаpaктеристики действующих персонажей обладают крепкой спаянностью с языковой стилистикой».

Непреодолимая советская действительность, при которой немыслимо было существование человека, не имеющего «бумаги», довели до того, что персонажу «Мандата» Гулячкину ничего не оставалось, как для себя самого выписать мaндат. Анастасия Николаевна — она же Кухарка Настя — примеряла появившийся у персонажей пьесы наряд императрицы, что послужило признанием в лице кухарки великой княжны Анастасии. Для различных примет того сложного времени, Эрдман смог подобрать довольно-таки емкие формулы из слов: «А в Бога Вы верите? На службе нет, а дома верю»; «А что если мне с самим Луначарским доводилось пить на брудершафт?» и т.д.

В «Мандате» Николаем Робертовичем был отработан один из основополагающих своих приемов драматургии, открыл который Мольер, а разработал Салтыков-Щедрин и Гоголь — возврат для слова его изначального значения. Эрдман четко ощущая театральную природу в пьесу вводил буффонадные фрагменты, применяя в своих произведениях жаргон и сленг. Всего за один год созданный по пьесе «Мандат» спектакль, на сцене ГосТИМа проводился 100 раз.

После окончания премьерных показов «Мандата» Эрдман приступил к непосредственной деятельности над пьесой, получившей название «Самоубийца». Умопомрачительные стечения обстоятельств, получившие воплощение с присущими Эрдману динамикой и блеском, абсурд советской реальности делали в особенности наглядным. Сам Эрдман относительно реальности того времени говорил: «Гражданин Подсекальников в нынешнее время являет собой нечто, что высказать способен исключительно мертвый, хотя подумать способен и живой». Автор с сочувствием относился к маленьким советским людям, которые оказались фактически незащищенными пред системой, но позволял себе над ними иронизировать. В качестве кульминационной сцены выделился фрагмент проводов в мир иной живого еще «самоубийцы Подсекальникова, что явилось своеобразными поминками по нормальной в былые годы жизни. Проявление протеста против «новоявленной жизни» находили сочетание у персонажей с конформизмом, что, в частности, находит проявление у интеллигента Гранд-Скубика. Нотки сатиры из «Мандата» в «Самоубийце» стали звучать весьма трагично.

Читайте также  Краткая биография маккалерс

Эрдман в 1928 году с Мейерхольдом подписал договорные отношения в отношении готовой пьесы, но Главреперткомом она была сразу запрещена. В издании «Рабочая Москва» опубликована статья, которая предназначалась для протаскивания реакционной пьесы. В Театре Мейерхольда возымело место антисоветское выступление.

Имел желание приступить к постановке «Самоубийцы» и Театр Вахтангова, но и здесь ничего не получилось. Станиславский Константин Сергеевич, восхищаясь пьесой и проводя параллели между Эрдманом и Гоголем, к Сталину обратился с письмом, где выступал с просьбой дать разрешение на постановку в МХАТе, делая ссылку на ее внушительную оценку Луначарским и Горьким. От Сталина Станиславский получил разрешение, а уже спустя год, когда все репетиции подходили к завершению, спектакль самолично запретил. В 1932 году состоялся закрытый просмотр спектакля Мейерхольда, поставленного по «Самоубийце», который также партийной комиссией, возглавляемой Кагановичем, был запрещен.

Далее, в период хрущевской «оттепели» также предпринимались безуспешные попытки напечатать или поставить «Самоубийцу», но все безуспешно. В Театре на Таганке и Вахтангова спектакли также запретили. После премьерного показа в 1982 году в Театре сатиры, спектакль Плечука снят был снят с репертуара. Первый раз пьеса на русском языке опубликована была в ФРГ в 1969 году. В тот же год в Швеции первый раз она была поставлена.

Эрдман трудиться продолжал в тех жанрах, где считался признанным мастером. Приступил к написанию сценариев к фильмам, в числе которых можно выделить следующие произведения: («Посторонняя женщина», «Дом на Трубной», «Турбина №3», «Митя»).

В Гаграх в 1933 году при съемках небезызвестной картины «Веселые ребята» Эрдмана арестовали и сослали в город Енисейск. Для ареста Эрдмана поводом стали его басни, которые неосторожно исполнил на приеме в Кремле Качалов. Из титров картины Г. Александрова, появившейся на экранах в 1934 году, сняли фамилии сценаристов В. Масса и Н. Эрдмана.

В 1934 году в качестве места для ссылки избран был город Томск. В городском театре им была написана инсценировка романа «Мать» по М. Горькому. Уже в 1936 году Эрдману разрешили переселиться в Калинин, где он стал трудиться над сценарием картины «Волга-Волга» Г. Александрова (Госпремия 1941). До наступления ВОВ проживал в Рязани, Торжке, Вышнем Волочке и прочих разрешенных к проживанию ссыльных населенных пунктах.

В период одного из нелегальных посещений Москвы в 1938 году, на квартире Булгакова Эрдман ознакомился с первым актом пьесы под названием «Гипнотизер», которой также не суждено было состояться. Тогда же Булгаков просил Сталина дать Эрдману разрешение на проживание в столице, на которое ответа получено не было. Когда началась война, после многочисленных просьб и полученных на них отказов властей, Эрдмана призвали в армию, в специализированную часть для бывших священников и «лишенцев». Военнослужащим этой части ни обмундирование, ни оружие, не выдавались. После весьма продолжительного отступления, тяжело больного Эрдмана отправили в Саратов, а уже оттуда, на основании личного указания Берии, его вызвали в столицу для работы в Ансамбле пляски и песни при НКВД. Для данного ансамбля Николай Робертович писал сценарии представлений до наступления 1948 года.

Кроме всего прочего, Эрдман писал сценарии для мультипликационных («Приключения Мурзилки», «Чудесный Колокольчик», «Федя Зайцев») и художественных («Морозко», «Снежная королева», «Смелые люди», «Актриса», «Принц и нищий» и пр.) фильмов, интермедии к спектаклям, либретто оперетт, сценарии представления цирка, скетчи и прочие произведения. В качестве соавторов выступал Вольпин и Масс.

По наступлению 1964 года Эрдман у Ю. Любимова исполнял обязанности консультанта и входил в состав худсовета Театра на Таганке. Для данного театра им была написана инсценировка по М. Лермонтову «Героя нашего времени» и для спектакля «Пугачев» по Есенину была создана интермедия. По пьесе «Самоубийца» Любимов смог поставить спектакль уже в 1990 году. Умер Эрдман 10 августа 1970 года в Москве.

Николай Эрдман

Биография

Николай Эрдман — сценарист и драматург, творчеством которого восхищались лучшие деятели искусства начала 20-го века. Автор множества сценариев подвергся аресту НКВД, был в ссылке, не находил признания на родине. Эрдман дружил с Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым, Константином Станиславским, Михаилом Зощенко, Осипом Мандельштамом и Эрастом Гариным

Детство и юность

Николай Робертович родился в Москве 16 ноября 1900 года. Родители не имели отношения к миру искусства, поэтому тот факт, что его биография оказалась связанной с творчеством, — судьбоносное совпадение. Эрдман стал примерным школьником и демонстрировал успехи в Петропавловском коммерческом училище. Когда юноше было 17, началась революция. В 1919-м Николай вступил в Красную армию, а спустя год вернулся «на гражданку».

10 августа 1970 года ушел из жизни драматург, киносценарист, поэт Николай Эрдман. У нас есть редкая запись голоса.

В Москве в тот момент кипела культурная жизнь. Популярностью пользовались имажинисты, и Эрдман не устоял перед обаянием их стиля. Он сдружился с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом. Первые шаги в поэзии автор делал, создавая стихи для песен. Постепенно молодой человек стал писать пьесы и возымел авторитет в узких кругах.

Личная жизнь

Об отношениях Ангелины Степановой и Николая Эрдмана можно было бы снять фильм. Они познакомились в Москве в 1928-м. К тому моменту оба состояли в бpaке, но это не помешало закрутиться роману. Эрдман не собирался уходить от гражданской жены — балерины Дины Воронцовой, а для Степановой двойная жизнь оказалась тягостной, и она покинула супруга — режиссера Николая Горчакова.

Чувства женщины не смогла погасить ссылка. Будучи знаменитой актрисой МХАТа, Степанова хлопотала за возлюбленного, периодически навещала его и писала письма. Семилетняя переписка творческих деятелей запечатлела все периоды их романа. Эрдман так и не решился уйти от жены. Поняв, что ее личная жизнь принадлежит только ей, Ангелина Степанова вышла замуж за писателя Александра Фадеева. Последняя встреча бывших влюбленных состоялась спустя 22 года. Степанова пережила Эрдмана на 30 лет.

Театр и фильмы

Пытаясь реализоваться в качестве драматурга, Николай Эрдман сотрудничал с московскими театрами и студиями. Он занимался переделкой водевиля «Лев Гурыч Синичкин» для Вахтангова, а параллельно писал пьесу «Мандат». Произведение поставил в своем театре Мейерхольд. Сатира на мещанство и аполитичные остроты привлекали публику. Материал использовали на разных сценах союзных республик, а в 1927-м пьесу поставили в Берлине.

Авторству Эрдмана принадлежал и «Самоубийца», но это произведение ждали неудачи. Постановку неоднократно запрещали Мейерхольду во МХАТе. Первый спектакль по пьесе прошел в 1982-м.

С развитием кинематографа Николай обрел большие перспективы. Участвуя в создании сценария для фильма «Веселые ребята» 1933 года, Эрдман вписал свое имя в историю искусства 20-го столетия, но успех сменился опалой. В 1933 году его взяли под арест из-за сочиненных острот и пародий. Автора отправили в ссылку в Енисейск. Актриса Ангелина Степанова помогла заключенному перевестись в Томск в 1934-м.

Николай Эрдман и Ангелина Степанова

Спустя 2 года литератора выпустили на свободу с последующим запретом проживания в столице и крупных городах. Драматург находил временный приют в Рязани и Калинине, Торжке и Вышнем Волочке. Пьесы автора были запрещены, но он продолжал писать для кино. По его сценарию сняли фильм «Волга-Волга». Начало войны отбросило литератора в глубокий тыл, так как он считался нeблагонадежным гражданином. Эрдман стал посещать фронт в качестве артиста и чтеца. Опыт военных лет наложил опечаток на его мировоззрение.

В концертной бригаде Николай познакомился с Юрием Любимовым. Став главным режиссером Театра на Таганке, тот часто приглашал Эрдмана к сотрудничеству. Со временем пополнялась и фильмография сценариста. Он адаптировал для экранизации сказки «Морозко», «Город мастеров», «Огонь, вода и медные трубы».

Печать, оставленная ссылкой, мешала реализоваться полноценно. Режиссеры не приглашали Эрдмана для работы над драмами, зато ему оказались рады мультипликаторы. Драматург написал сценарии к нескольким десяткам мультфильмов, среди которых «Дюймовочка» и «Приключения Буратино».

Смерть

Драматург скончался 10 августа 1970 года. Причина его cмepти широко не освещается. Могила Николая Эрдмана находится на Донском кладбище в Москве. На память потомкам, помимо фото, остались произведения, созданные литератором.


Краткая биография уитмен

Walt Whitman , 31 мая 1819, Уэст-Хиллс, Хантингтон, Нью-Йорк, США — 26 марта 1892, Камден, Нью-Джерси, США) — американский поэт, публицист...

30 11 2022 11:13:27

Краткая биография джованьоли

Raffaello Giovagnoli; род...

28 11 2022 23:30:17

Краткая биография нодье

Повести, о которых идет речь, – сказочные, и приключения, происходящие с их героями – влюбленным в мифическую царицу Савскую плотником Мишелем и крошечным мальчиком по имени Бобовое зернышко, – откровенно фантастичны, зато страстная любовь к книгам, восторг, охватывающий обоих героев при виде тщательно подобранной и на удивление богатой библиотеки, – чувства непридуманные...

27 11 2022 0:41:35

Краткая биография ануй

Великолепное чувство сцены, её игрового начала и условности, блеск диалогов, изящество построения пьесы — все приёмы, так привлекающие зрителей, направлены у него на то, чтобы как можно более полно донести до них конфликт выражаемых персонажами идей...

26 11 2022 13:37:29

Краткая биография дзюнъитиро

谷崎 潤一郎 Танидзаки Дзюнъитиро) родился 24 июля 1886 года в семье зажиточного коммерсанта, владельца типографии в Токио...

25 11 2022 7:27:17

Краткая биография драйзер

Теодор Драйзер Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций...

24 11 2022 20:26:48

Краткая биография екимов

Жизнь и творчество Борис Петрович Екимов (1938 года рождения) относится к знаменитой плеяде русских прозаиков, а также публицистов...

21 11 2022 8:27:31

Краткая биография магха

Расположение: 00°00′ — 13°20′ Льва...

20 11 2022 13:31:17

Краткая биография ерофеев

Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954...

19 11 2022 14:34:22

Краткая биография чивилихин

В том же году семья переехала в город Тайга, в котором прошли его детство и юность...

18 11 2022 20:24:17

Краткая биография пастернак

Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить...

17 11 2022 12:18:27

Аграрный вопрос и позиции партий в годы первой русской революции

Становление российского парламентаризма...

15 11 2022 5:12:41

Краткая биография можаев

Краткая биография можаев Пителино Рязанской области...

14 11 2022 1:43:16

Итоги правления екатерины великой

Приход к власти Екатерины II...

11 11 2022 13:11:49

Краткая биография гамильтон

Кто-то может и не знать, кому принадлежит этот профиль, но все понимают: этот человек сделал что-то очень важное для Америки, добился больших успехов...

10 11 2022 19:38:52

Краткая биография кассиль

Содержание 1 Лев Кассиль / Биография 2 Лев Кассиль / Книги 3 Лев Кассиль / Книги в Национальной электронной детской библиотеке 4 О жизни и творчестве 5 Награды, премии 6 Лев Кассиль / Экранизации 7 Музеи, памятники Лев Кассиль / Биография Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Самарской губернии в интеллигентной еврейской семье...

09 11 2022 15:49:32

Белорусская народная республика

— RT) заявил о создании Белорусской народной республики (БНР) во главе с Верховной радой...

07 11 2022 21:50:49

Краткая биография катаев

Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь...

06 11 2022 4:41:22

Краткая биография леонов

Дважды Герой Советского Союза и генерал-майор авиации...

04 11 2022 3:21:54

Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года

Конфликт охватил территории России, Польши, Советской Украины, Белоруссии...

03 11 2022 8:44:54

Краткая биография сенека

Воспитатель Нерона и один из выдающихся представителей стоицизма...

02 11 2022 15:18:16

Краткая биография о. генри

Генри Жизнь Уильяма Сидни Портера (псевдоним О...

01 11 2022 20:48:58

Краткая биография носов н. н.

Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952)...

31 10 2022 4:51:25

Краткая биография калидаса

Он писал на санскрите...

30 10 2022 6:18:18

Краткая биография фет

Фет входил в когорту поэтов «чистого искусства», для которой хаpaктерно первостепенное выражение чувств и эмоций...

28 10 2022 18:33:39

Краткая биография карамзин

Он усовершенствовал русский язык...

27 10 2022 10:44:32

Изменения жизни древней руси после нашествия ига

Знаменитый историк Василий Ключевский считал, что именно татаро-монгольское иго принесло разрозненным русским землям единство, поскольку удельные князья постоянно враждовали между собой, а власть хана давала «призpaк единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам»...

26 10 2022 13:38:10

Краткая биография буццати

Дино Буццати (итал...

25 10 2022 0:43:24

Краткая биография крапивин

Содержание 1 Владислав Крапивин / Биография 2 Владислав Крапивин / Книги 3 Владислав Крапивин / Книги в Национальной электронной детской библиотеке 4 Диафильмы 5 О жизни и творчестве 6 Экранизации 7 Награды и премии 8 Музеи Владислав Крапивин / Биография Владислав Крапивин родился и вырос в Тюмени...

23 10 2022 22:55:32

Краткая биография бегбедер

21 сентября 1965, Нёйи-сюр-Сен) — современный французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор...

22 10 2022 13:24:15

Женевская конференция по разоружению и её провал

Женевская конференция по разоружению 1932—1934 гг...

19 10 2022 0:50:42

Краткая биография бах

Его семья состояла из профессиональных музыкантов...

18 10 2022 14:11:55

Краткая биография керуак

На творчество Керуака опирались Том Роббинс, Ричард Бротиган, Хантер Томпсон, Кен Кизи, Уильям Гибсон, Боб Дилан...

17 10 2022 15:32:53

Краткая биография тегнер

Тегнер Тегнер (Esaias Tegner) — знаменитый шведский поэт (1782-1846)...

16 10 2022 2:50:17

Краткая биография навои

Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии...

15 10 2022 16:26:28

Краткая биография полевой

Выдающимися трудами автора стали: «Повесть о настоящем человеке», в которой описан знаменитый подвиг летчика Алексея Маресьева; сборник рассказов «Мы — советские люди», романы «Золото» и «Доктор Вера»...

14 10 2022 19:37:56

Краткая биография лем

Его книги переведены на 40 языков, продано более 30 млн...

13 10 2022 1:31:34

Краткая биография саррот

Nathalie Sarraute; при рождении Наталья Ильинична Черняк; 5 (18) июля 1900, Иваново-Вознесенск, Российская империя — 19 октября 1999, Париж, Франция) — французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат...

12 10 2022 15:10:38

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::