Краткая биография фенелон > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Краткая биография фенелон

Краткая биография фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651 — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Перигоре, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив. и в Парижской семинарии св. Сульпиция; 24-х лет от роду вступил в духовное звание. От природы одаренный живым, подвижным умом и горячим воображением, Фенелон чуть не с первых шагов в своём новом сане порывался к миссионерским подвигам. Традиции античной литературы, которыми он успел напитаться за время своего ученья, влекли его в Грецию. Ему грезилось, что все христианское население Эллады, стонущее под игом турок, находит в нём защитника, что султан, ошеломленный, отступает перед ореолом его славы. Эти мечты сменялись другими: его тянуло в Канаду проповедовать слово Божие язычникам и стяжать мученический венец среди диких индейских племён. Однако ни на Восток, ни на Запад Фенелон не поехал; ему досталась более спокойная должность в Париже. Парижский архиепископ назначил его духовником в новой женской конгрегации, Nouvelles catholiques, составившейся из молодых дeвyшек, только что обратившихся из протестантизма в католичество. Вскоре ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому после отмены Нантского эдикта протестантскому населению Сентонжа и Пуату. Широкая веротерпимость, которая приписывалась Фенелону просветителями XVIII века, — по-видимому, не более как легенда: на этом поприще он мало чем отличался к лучшему от других католических миссионеров.

В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы дeвyшка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову дeвoчкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.

В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо пpaктическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Фенелона наиболее удобными для усвоения французского языка детьми. В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, мopaльное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».

В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie intérieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима. Курия долго колeбaлась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн Ф.: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Ф. была единогласно осуждена.

Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламaндское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенлона, и он её в значительной степени достиг. К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости. Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским. Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Фенелона, строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии. В 1711 году умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона вступили с ним в cнoшeния, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после cмepти старого короля. Фенелон съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований. Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члeны которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после cмepти отца. Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался тpaктат «Examen de conscience des devoirs de la royauté», a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему.

Основа взглядов Фенелона — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских тpaктатов Ф., «Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», «Traité de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de métaphysique», внимания заслуживает только второй. Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Тpaктат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

Читайте также  Краткая биография вересаев

Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV. Издания сочинений Ф.: П., 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-30; П., 1851-52 (самое полное).

Мудрость Человечества

Франсуа Фенелон (фр. François de Salignac de La Mothe-Fénelon, по прозвищу фр. Fénelon, Франсуа де Салиньяк, маркиз де Ла Мот-Фенело́н, 6 августа 1651 — 7 января 1715) — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» — литературного бестселлера XVIII—XIX веков.

Фенелон был выходцем из знатного обедневшего рода. Он родился в Сент-Мондане (Перигор). Его отец, Понс де Фенелон, скончался, когда сыну было 12 лет; до этого времени Франсуа жил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья. Затем его взял под свою опеку дядя, Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон, епископ Сарла; учился в Кагорском университете и в Парижской семинарии св. Сульпиция; тонзурован в 1669 году. С 1671 года — каноник собора в Сарла. С 1679 года — настоятель незадолго до того учреждённой конгрегации «Новые католички» (Nouvelles catholiques), назначением которой являлась катехизация молодых сторонниц протестантизма. В 1683 году скончался наставник и опекун Фенелона маркиз Антуан де Фенелон-Маньяк. В 1680-1685 годах Фенелон проповедовал в Париже и диоцезе Мо. После отмены Нантского эдикта в октябре 1685 года ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому протестантскому населению Сентонжа и Пуату, где он оставался до июня 1686 года. В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Фенелон ввёл её в кружок госпожи Ментенон (с 1691 года он стал духовником последней), где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.

Фенелон — воспитатель герцога Бургундского

В 1689 году при содействии Боссюэ Фенелон был представлен ко двору, а 16 августа — назначен наставником внука Людовика XIV, герцога Бургундского; ему помогали герцог де Бовилье (гувернёр принца) и друг Фенелона аббат Клод Флёри.

Гиацинт Риго. Портрет герцога Бургундского. Ок. 1704

Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Годом позже Фенелон был назначен наставником герцога Филиппа Анжуйского, младшего брата герцога Бургундского, будущего короля Испании Филиппа V. В 1693 году Фенелон был избран члeном Французской академии (вместо Пелиссона); во вступительной речи (31 марта) он выразил свои воззрения на литературу. Возможно, декабрем 1693 года следует датировать анонимное письмо Фенелона Людовику XIV, в котором он подверг критике политику монарха и его министров (опубликовано в 1787 г.). При этом Фенелон продолжал находиться в фаворе у короля: в декабре 1694 г. он был назначен настоятелем аббатства Сен-Валери-сюр-Сомм, а в феврале 1695 года — возведён в сан епископа Камбрезского.

Опала

Решающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697 года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Курия долго колeбaлась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии оказался благоприятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга была единогласно осуждена. 1 августа Фенелон получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламaндское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг. Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. В январе 1699 года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между тем через полгода папа шлет ему своё благосклонное письмо и выражает пожелание, чтобы тот стал кардиналом. В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Рэмзи, впоследствии ставший его первым биографом. В апреле 1711 года умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после cмepти монарха. Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после cмepти отца. Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.

Сочинения

«О воспитании дeвиц»

В 1687 году Фенелон выпустил свою книгу «О воспитании дeвиц» («De l’Education des filles»), в которой подверг критике господствовавший в то время взгляд, согласно которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; он ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Между тем образование это, по Фенелону, следует ограничить умением правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики; знанием основных элементов права, знакомством с древней и французской историей. «Этот тpaктат . доставил молодому автору известность и лег в основу воспитания Сен-Сирского пансиона, основанного мадам де Ментенон и впоследствии взятого за образец Екатериной II при создании Смольного института в Петербурге» .

«Диалоги мёртвых»

Написанные в манере Лукиана «Диалоги мёртвых» (Dialogues des morts, 1700—1718) содержат рассуждения о принципах управления государством и выполнены в увлекательной форме. В каждом отрывке заключалось какое—нибудь житейское, мopaльное и политическое нравоучение; так, беседа Пизистрата с Солоном призвана проилююстрировать мысль, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; беседа Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а, напротив, делает их несчастными и приводит к их гибели.

«Рассказывают, что однажды воспитанник Фенелона ужаснул придворных фразой, почерпнутой из «Диалогов мёртвых»: «Король создан для подданных, а не подданные для короля». Эта формула является антитезой известному изречению, приписываемому Людовику XIV: «Государство — это я»»

«Приключения Телемака»

Роман «Приключения Телемака» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-1696 годах, но первый его том был издан только в апреле 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. «Телемак» во многом перекликается с «Диалогами мертвых» и представляет собой своего рода курс политической педагогики. В романе содержится множество аллюзий на Людовика XIV и его министров, причём на долю каждого из приближенных монарха приходилась прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и утопические картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент), за которые король лишил автора остатков своего расположения.

Читайте также  Краткая биография булгаков

«Тpaктат о Существовании Бога»

Среди богословско-философских тpaктатов Фенелона — «Опровержение тpaктата Мальбранша о природе и благодати» («Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», ок. 1687-1688) и «Тpaктат о Существовании Бога» («Traité de l’Existence de Dieu», 1712). Основная мысль последнего формулируется в следующем силлогизме: всё, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Тpaктат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

Письмо в Академию

В одном из последних своих сочинений, «Письме в Академию» («Lettre a l’Academie», 1714), Фенелон выдвигает целый ряд проектов для разработки: они касаются различных аспектов лексикографии, риторики, поэтики и истории. Автор «Телемака» предлагает подготовить и издать несложную, доступную для иностранцев или малограмотных французов грамматику, а также сочинить тpaктаты о различных драматических жанрах (трагедия и комедия). На «Письме» лежит явственный отпечаток Спора о древних и новых, причем несмотря на все старания автора быть беспристрастным ощущаются его вполне определенные симпатии по отношению к Древним. «Письмо» проникнуто неприятием современного Фенелону упадка нравов и безмерной тяги к роскоши.

Доклад: Фенелон

Фенелон (François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715) — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф. принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический тpaктат «О воспитании дeвиц» (De l’éducation des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) — мopaльно-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P., 1718); «Письмо в Академию» (Lettre à M. Dacier sur les occupations de l’Académie, 1714), посвященное вопросам литературной критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Télémaque, fils d’Ulysse), роман, которому Ф. обязан своей литературной известностью (написан в 1693—1694, изд. в 1699). Античный сюжет разpaбатывается Ф. в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.). Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф. нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг которого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии». В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. мopaльное требование — побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, — воплотившаяся богиня мудрости Минерва). Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению хаpaктер барочной вычурности. В XVIII в. «Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».

Список литературы

I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles — Paris, 1820—1824

Correspondance, 11 vls, P., 1827—1830

Les Aventures de Télémaque, introd. par A. Rousseaux, t. I—II, P., 1930 (Coll. des classiques français)

Тилемахида или стрaнcтвование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским. с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766

Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767

Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788

Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1805

Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812)

Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822

Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона. издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845)

Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.

II. Bizos G., Fénelon éducateur, P., 1886

Janet P., Fénelon, P., 1892

Bastier P., Fénelon, critique d’art, P. 1903

Lemaitre J., Fénelon, P., 1910

Chérel A., Fénelon au XVIII siècle en France (1715—1820), P., 1918.

Франсуа Фенелон : биография

День рождения 06 августа 1651

знаменитый французский писатель

В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы дeвyшка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову дeвoчкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.

В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо пpaктическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Фенелона наиболее удобными для усвоения французского языка детьми. В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, мopaльное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».

Читайте также  Краткая биография ос opгин

В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie int?rieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима. Курия долго колeбaлась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн Ф.: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Ф. была единогласно осуждена.

Фенелон

Фенелон (François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715) — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф. принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический тpaктат «О воспитании дeвиц» (De l’éducation des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) — мopaльно-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P., 1718); «Письмо в Академию» (Lettre à M. Dacier sur les occupations de l’Académie, 1714), посвященное вопросам литературной критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Télémaque, fils d’Ulysse), роман, которому Ф. обязан своей литературной известностью (написан в 1693—1694, изд. в 1699). Античный сюжет разpaбатывается Ф. в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.). Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф. нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг которого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии». В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. мopaльное требование — побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, — воплотившаяся богиня мудрости Минерва). Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению хаpaктер барочной вычурности. В XVIII в. «Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».

I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles — Paris, 1820—1824

Correspondance, 11 vls, P., 1827—1830

Les Aventures de Télémaque, introd. par A. Rousseaux, t. I—II, P., 1930 (Coll. des classiques français)

Тилемахида или стрaнcтвование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским. с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766

Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767

Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788

Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1805

Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812)

Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822

Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона. издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845)

Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.

II. Bizos G., Fénelon éducateur, P., 1886

Janet P., Fénelon, P., 1892

Bastier P., Fénelon, critique d’art, P. 1903

Lemaitre J., Fénelon, P., 1910

Chérel A., Fénelon au XVIII siècle en France (1715—1820), P., 1918.


Краткая биография арсеньев

Исследовал Юж...

24 04 2024 7:21:47

Краткая биография честертон

Gilbert Keith Chesterton; 29 мая 1874, Лондон, Англия — 14 июня 1936, Биконсфилд (англ...

23 04 2024 5:58:41

Краткая биография киплинг

Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей» (про Маугли), «Ким», а также многочисленные стихотворения...

22 04 2024 7:26:39

Краткая биография муpaками

) – современный японский писатель и переводчик...

21 04 2024 20:14:38

Краткая биография достоевский

Юность он провел в многодетной дворянской семье...

20 04 2024 6:11:31

Краткая биография шевченко

Родился Тарас Григорьевич в 9 марта 1814 года (25 февраля 1814 года по старому стилю) в селе Моринцы Киевской губернии ( сейчас Звенигородский район Черкасской области Украины) в многодетной семье крепостного крестьянина Григория Ивановича Шевченко...

19 04 2024 14:24:18

Дворцовая-вотчинная система управления. система кормления

Дворцово-вотчинная система управления...

18 04 2024 0:44:38

Краткая биография шаша

Стро гий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журна лист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия...

17 04 2024 1:37:29

Аграрный вопрос и позиции партий в годы первой русской революции

Становление российского парламентаризма...

16 04 2024 6:10:34

Земский собор 1642 г.

Земский собор 1642 года Россия была сильно ослаблена длительной польско-шведской интервенцией и потеряла на западе большие и экономически важные территории...

13 04 2024 21:42:54

Краткая биография ли г.

Именно это, к сожалению, случилось с автором романа «Убить пересмешника» Харпер Ли...

12 04 2024 21:36:49

Краткая биография пильняк

Wogau ; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский писатель...

11 04 2024 16:33:27

Краткая биография рождественский

имя Роберт Станиславович Петкевич; 1932-1994) – советский и российский поэт и переводчик, поэт-песенник...

10 04 2024 13:32:42

Краткая биография ницше

Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений...

08 04 2024 14:27:57

Краткая биография оруэлл

Эрик Артур Блэр) Дата рождения: 25 июня 1903 г...

06 04 2024 16:44:37

Краткая биография кларк

Популярный английский писатель и ученый, изобретатель и футуролог, принял участие в создании «Космической одиссеи 2001» — культовой научно-фантастической кинокартины 1968 года...

05 04 2024 18:42:52

Краткая биография хемингуэй

Мать Эрнеста слыла весьма эксцентричной и эмоциональной женщиной, в то время как отец мальчика, напротив, был весьма замкнутым и суровым мужчиной...

04 04 2024 3:41:50

Краткая биография владимов

фамилия Волосевич, русский писатель...

03 04 2024 20:18:59

Династия романовых (хронологическая таблица)

Династия Романовых правила Россией 304 года, с 1613 по 1917 годы...

02 04 2024 12:56:40

Краткая биография андрич

Иво Андрић/Ivo Andrić ), ; 9 октября 1892, Долац (ныне в черте Травника), Босния, Австро-Венгрия — 13 марта 1975, Белград, Югославия) — югославский писатель и дипломат, родившийся на территории современной Боснии и Герцеговины...

01 04 2024 12:33:18

Краткая биография филиппо

Содержание Биография Филиппо Липпи Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томaзo) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г...

31 03 2024 12:30:41

Краткая биография бхарави

Она есть Слово без артикуляции, свободное от определений, пылающий источник, который, как меч, отсекает всякое противостояние...

30 03 2024 9:49:57

Истории русского государства

Российское государство за тысячу лет существования не раз меняла социально-экономические уклады, прирастала территориями и, как следствие, трaнcформировала свои названия...

29 03 2024 13:25:58

Краткая биография элиот т. с.

Он был сторонником модернизма в поэзии...

28 03 2024 1:27:37

Краткая биография йенсен

Широкий кругозор отца, его интерес к естественным наукам, истории, антропологии и другим предметам передался Йоханнесу, который в детстве очень много читал...

27 03 2024 19:48:49

Краткая биография робертс

Ранние годы Актриса Джулия Фиона Робертс, младшая из троих детей, родилась 28 октября 1968 г...

26 03 2024 14:17:43

Денежная реформа витте

Золотое десятилетие Спустя полвека после денежной реформы Канкрина 1839-1843 гг...

25 03 2024 18:20:31

История культуры древней руси и ее соседей

Кто соседствовал с государством восточных славян? Кочевые народы С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами...

24 03 2024 12:14:54

Краткая биография добролюбов

Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю — 24 января) 1836 года в семье весьма состоятельного священника, в Нижнем Новгороде...

23 03 2024 13:49:13

Землепроходцы и первооткрыватели

Но важен не только факт открытий, но и исследования новых географических объектов...

22 03 2024 8:37:39

Краткая биография григорович

Его произведения заслуженно относятся к русской классической литературе Золотого века...

21 03 2024 10:39:53

Краткая биография франк

Это было время, когда в стране процветала бедность из-за упадка экономики...

20 03 2024 23:23:43

Биография императрицы екатерины ii

Годы жизни: 21...

19 03 2024 2:15:54

История россии 1985-1990 годов

1985–1990 Горбачев и перестройка Глава 33...

18 03 2024 12:53:13

Краткая биография руставели

შოთა რუსთაველი, около 1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века...

16 03 2024 19:48:13

Краткая биография корчак

Место рождения: Варшава, Польша Знак зодиака: Рак Чем известен: Педагог, врач, писатель, публицист, общественный деятель Дата cмepти: 7 августа 1942 г...

15 03 2024 18:32:44

История россии в картах

Часть1...

14 03 2024 6:33:57

Краткая биография бронте э.

Читатели и литературные критики назвали книгу Эмили Бронте шедевром: для своего времени произведение оказалось новаторским...

13 03 2024 21:23:26

Краткая биография саган

Шалунья...

12 03 2024 0:14:59

Краткая биография можаев

Пителино Рязанской области...

11 03 2024 11:44:41

Краткая биография солженицын

Он противостоял социалистическому строю, не желал прозябать «во лжи», стал образцом нравственности, авторитетом для русских людей...

10 03 2024 13:39:39

Краткая биография трифонов

Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, члeн партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны члeн коллегии Наркомвоена, члeн Реввоенсоветов нескольких фронтов...

09 03 2024 4:17:45

Краткая биография дрэббл

Margaret Drabble ; 5 июня 1939 года) — английская писательница...

08 03 2024 14:53:21

Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года

Конфликт охватил территории России, Польши, Советской Украины, Белоруссии...

07 03 2024 10:10:30

Краткая биография можаев

Краткая биография можаев Пителино Рязанской области...

06 03 2024 8:39:40

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::