Страна: |
Россия |
Родилась: |
23 октября 1957 г. |
Ольга Александровна Славникова родилась 23 октября 1957 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург) в типичной, как она сама говорит, семье инженеров-оборонщиков. В детстве проявляла выдающиеся способности к математике, побеждала на олимпиадах краевого и республиканского уровня, но под влиянием преподавательницы русского языка и литературы, которая заведовала школьным кружком любителей художественного слова, в 1976 году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета. Закончив его в 1981 году, будущая писательница не думала всерьез заниматься литературным творчеством или журналистикой, потому что они «слишком подвержены вмешательству властей».
После этого некоторое время работала в книгоиздательской сфере, в редакции журнала «Урал» и газеты «Книжный клуб», затем и сама стала писать, по собственным словам, «оттого, что заняться больше было нечем, а свободного времени оставалась прорва». Публикации начального периода творчества — в малотиражных сборниках молодых авторов, которые сама Славникова с едкой издeвкой называет «братскими могилами».
Дебютная повесть Славниковой «Первокурсница» была принята в печать в 1988 году журналом «Урал», в котором Славникова тогда работала. Спустя два года Славникова добилась постановки в темплан издательства, в котором она в то время работала, своего первого авторского сборника, но после развала СССР редакция отдала предпочтение выпуску «Анжелики», а книга Славниковой так и не была отправлена в печать по причине её якобы «маловысокохудожественности». Писательница решила прервать литературную деятельность, занялась мелкооптовой торговлей книгами, впрочем, без особого успеха. Впоследствии многие соратники Славниковой по этому бизнесу были выведены ею в качестве персонажей романа «Один в зеркале».
Примерно в 1995 году Славникова вернулась к активному творчеству. В 1997 году Славникова публикует свой первый крупный роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», который вошел в шорт-лист «Русского Букера»-97 и заставил всю литературную общественность России говорить о писательнице как о достойном продолжателе традиций «магического реализма».
В 1999 году роман Славниковой «Один в зеркале» получил премию журнала «Новый мир», а также премию им.Бажова. Сама писательница считает эту книгу своей любимой и самой недооцененной изо всех. При ее создании Славникова моделировала быт и стиль мышления гениального математика, специалиста в области фpaктальной геометрии, на основе собственного опыта занятий этой наукой в молодые годы. Однако в дальнейшем за фактическую достоверность прописанных ею образов, по словам Славниковой, ответственность несет в основном первый муж Виктор Мясников.
Начиная с середины 1990-х гг. Славникова также активно печатается также как критик в журналах «Урал», «Новый Мир», «Знамя», «ДН», «ВЛ», «Октябрь» (авторская рубрика «Терпение бумаги» в 2000).
Третья книга Славниковой «Бесcмepтный» (2001) впоследствии послужила причиной громкого скандала, связанного с обвинениями, выдвинутыми писательницей в адрес создателей немецкого фильма «Гуд бай, Ленин!» Славникова утверждала, что сценаристы фильма беззастенчиво использовали сюжет её книги в качестве первоосновы для фильма.
В 2003 году писательница с семьей переехала жить в Москву. Обосновавшись в столице, Славникова приступила к работе над новым очень большим романом, рабочим названием которого было «Период». Писательница признается, что замысел этой книги сформировался у неё ещё в 1994—1995 гг., но тогда она посчитала себя еще недостаточно опытной для реализации сложных сюжетных конструктов. Публикация романа неоднократно анонсировалась журналом «Новый мир» и издательством «Вагриус», однако сроки постоянно переносились по настоянию Славниковой. Фрагменты книги публиковались в журнальном варианте как самостоятельные новеллы (например, «Корундовая каторга», «Кооператив „Купол“»). В окончательной редакции Славникова усилила антиутопические и фантастические тенденции и дала роману перекликающееся с произведением Оруэлла название «2017».
Роман был опубликован в конце 2005 года и сразу получил статус бестселлера. Несмотря на сложный, перегруженный причудливыми метафорами язык, широкое внедрение элементов уральских сказок и преданий, как они известны в пересказе Бажова, — в «2017» поразительно отчетливо, как для Славниковой, вычлeняются детективная, фантастическая и остросоциальная подструктуры. В декабре 2006 года роман был удостоен премии «Русский Букер» как по версии профессиональных литераторов, так и по результатам студенческого голосования, что является прецедентом в истории присуждения этой награды. В обоих случаях голосование было единогласным.
В 2007 году увидел свет сборник «Вальс с чудовищем», составленный из ранних и поздних работ Славниковой, включая роман «Один в зеркале» и рассказы, среди которых особенно выделяется филигранностью стиля «Басилевс».
В 2008 году Славникова по заказу журнала «Саквояж. Спальный вагон», распространяющегося ограниченным тиражом в поездах дальнего следования, написала несколько рассказов на железнодорожную тематику, позднее переработанных в сборник «Любовь в седьмом вагоне». Он получил неоднозначную оценку критики, тем не менее рассказ «Сёстры Черепановы» был признан лучшим рассказом литературной России за 2008 г. Славникова была весьма удивлена оказанному ей признанию, поскольку позиционирует себя как автора крупной формы.
Последние годы Славникова посвятила работе над новым романом, носящим название «Легкая голова». Отрывки из этого романа (журнальная версия) публиковались в в сентябрьском и октябрьском номерах журнала «Звезда» за 2010 г. Сама Ольга Славникова так говорит о его содержании: «роман получился о свободе. О новом свободном человеке, ставящем главной ценностью мира – себя самого. Не уступающем ни пяди себя никому, включая государство, навалившееся на рядового клерка всей своей тяжеленной машиной».
Сейчас Славникова официально занимает пост координатора прозаического направления литературной премии «Дебют».
Фантастическое в творчестве Ольги Славниковой
Значительная часть произведений Ольги Славниковой содержит в себе фантастические и мифологические элементы. Так, в романе «2017» причудливым образом сплелись образы из «Уральских сказов» Бажова, такие как Великий Полоз и Каменная Дева, и картины антиутопического будущего России.
Фантастические элементы также встречаются в рассказах из сборника «Любовь в седьмом вагоне». Мария Галина написала об этом сборнике: «Новая российская мифология — во многом созданная усилиями той же Славниковой — вся построена на предположении о наличии хрупкого моста между реальным и нереальным. А железная дорога как воплощенная скрепа России плюс порожденное этой дорогой мифологическое начало способны дать некий обобщенный образ, программный текст, которым в данном сборнике, несомненно, стал рассказ «Вещество».
В основе нового романа Славниковой, «Легкая голова», также лежит фантастическое допущение: голова главного героя сама по себе не весит ровно ничего, однако, по мнению представителей власти, от этого и происходят все бедствия в стране.
Сама Славникова определяет свою прозу как «достоверную фантастику». В одном из интервью она объясняет смысл этого определения: «Так получается, что российскую действительность нельзя описать достоверно, не вводя фантастического элемента. В нашей жизни слишком много спрятанных в воду концов и слишком много как бы случайностей, в которых чувствуется поступь рока. Фантастический элемент – это как условная величина, подставляемая в систему уравнений».
Краткая биография славникова
О. А. Славникова в Wikipedia
Славникова. Смерть ей к лицу: раньше писатели одушевляли мёртвый мир, сравнивая неживое с живым. У Славниковой всё наоборот. Как ни странно, находятся читатели, которых не отпугивает её художественный мир.
1. Self-made woman
Ольга Славникова сметает со своего пути любые препятствия, как танк или бульдозер. Если верить злым языкам, она может идти по головам.
Когда Славникова получила «Букер», несколько человек в Екатеринбурге надели траур. Одного я даже сам видел. Наверняка траур носили и в Москве.
Карьера Славниковой — это история побед, не случайных, на случай она не полагается, а настоящих, «трудовых». Она планирует успех и добивается его.
Мне рассказывали, как в молодости Славникова могла за один вечер связать кофточку, что, как утверждают знатоки этого дела, задача почти непосильная.
В середине 90-х никому не известная литсотрудница провинциального журнала написала роман, который стал событием года.
Говорят, в 1997-м на букеровском обеде журналисты интересовались Славниковой больше, чем тогдашним лауреатом Анатолием Азольским.
Но и «Букер» от неё не ушёл. Спустя девять лет «2017» выиграл конкурс на лучший роман, так сказать, за явным преимуществом.
А в 2007-м журнал «Знамя» напечатал её рассказ, который критики чуть ли не единогласно объявили лучшим в современной русской литературе.
Когда-то я думал, что Славникова навечно прикована к галере «толстых» журналов, но её последние книги неплохо продаются, а сама Славникова начала писать для многотиражного и щедрого глянцевого журнала.
Впрочем, коммерческий успех имеет и свой предел. Кажется, Славникова его уже достигла.
Букероносный «2017», свой самый успешный роман, Славникова продала тиражом всего в 14 тысяч. И это несмотря на первоклассный пиар, где было задействовано всё, от авторитета «Букера» до обнажённых женских ножек на обложке.
Не всякий читатель одолеет роман, где действие начинается спустя добрую сотню страниц.
«Опopно-двигательный аппарат» романа (так она называет интригу и сюжет) еле-еле держит перегруженный первоклассными сравнениями и метафорами текст.
С этим «лишним весом» самый крутой сюжет увязнет и утонет. Обещанный несколько лет назад детектив Славникова так и не написала.
Недавно Славникова заявила: «Диалог идёт между писателем и мирозданием, а читатель только присутствует. Если, конечно, хочет. Или не присутствует. Это его дело».
Значит, Славникова решила больше не идти против собственной природы, а взяться за «нетленку». «Букер» есть, впереди «Большая книга».
2. Без политики
Я не верю Славниковой, когда она хвалит какое-нибудь очередное открытие «Дебюта», например графоманскую «Нефтяную Венеру» Александра Снегирёва, не верю, когда на одной странице она ругает безвкусие Александра Проханова и хвалит Сергея Шаргунова, чей «вкус» прохановскому по меньшей мере не уступает.
Я не верю статьям Славниковой, не верю её выступлениям, её интервью. Я верю её прозе. Только в творчестве проявляется истинная натура большого художника, а Славникова — большой и оригинальный художник.
Критики подходят к её творчеству с противоположных концов. Эстеты восхищаются языком, не к месту сравнивают с Набоковым, потому что Набоков для них — эталон «чистого художника» и «непревзойдённого стилиста».
Либералы восхищаются критикой общества потрeбления и «фигой в кармане», которую они разглядели в «2017», хотя не было там ни фиги, ни антиутопии.
Только наивные люди могут считать Славникову либералом, или патриотом, или оппозиционером. Вероятнее всего, политика для неё только маска.
Слушая её пламенную речь о зарубежных врагах России, я припомнил очень даже либеральные статьи Славниковой в «Октябре» и «Знамени» (лет за пять до этого выступления). Вроде бы никакого патриотизма прежде за ней не водилось.
Тем не менее Славникова, начиная со «Стрекозы», охотно обращалась к темам и проблемам масштабным и обязательно злободневным.
Самой злободневной её книгой был вовсе не «2017», а «Бесcмepтный», повесть о социально незащищённых, аутсайдерах, людях, не приспособившихся (или приспособившихся, но плохо) к изменившимся после очередного «великого перелома» условиям жизни.
Апофеозом всеобщего обмана 90-х стала сцена оздоровительного сеанса нетрадиционной медицины «с омолаживающим переливанием энергии», чтением целебных элегий от желудка и баллад от давления.
Славникова блестяще определяет успех этого шарлатанства: «Женщины, которым предлагалось нечто, бывшее одновременно от болезней и про любовь, смутно чувствовали, что получают именно то, что хотят».
Но Славникова наблюдатель, а не политик или общественный деятель. У неё просто очень хорошее зрение, она внимательна и точна. Славникова фиксирует происходящее, но не зовёт ни на выборы, ни на баррикады.
3. Прозрачные уши и комары-мутанты
Предметы окружающего мира сами манят Славникову, они для неё намного интереснее политических идей.
Используя бaнaльную метафору «любовный пожар», чтобы описать внезапно возникшее между героями чувство, а также настоящий пожар, случившийся на кухне из-за небрежно брошенных сигарет, Славникова, художник и фокусник в одном лице, на наших глазах из подручного материала (полиэтиленовые кульки, кастрюли, вилки) создаёт картину в рембрандтовских тонах: Софья Андреевна «рывком пустила на застрекотавшие в paковине тарелки жидкий огненный столб, кинула из кастрюли в пекло перевернувшуюся тяжесть золотой воды» .
Славникова любит сравнивать людей с насекомыми, «букашками на булавке» или «на предметном стекле под микроскопом». Причём и в старой, журнальной, и в новой, гламурной прозе.
На руке Софьи Андреевны «пальцы зашевелились, будто ножки раздавленного насекомого», «Иван прерывистыми зигзагами, будто муха, полез на соседний взгорок». Журналисты, «налетевшие из области», напоминали «назойливых здоровенных, мутировавших комаров» .
Творения человеческого разума столь же близки к миру члeнистоногих. Грузовой состав растаскивали, «будто дохлую гусеницу», ремонтные краны своими движениями напоминали богомолов.
Раньше писатели одушевляли мёртвый мир, сравнивая неживое с живым: «…тихо, лебединым ходом, плыли ночные туфли. Сонной рыбьей стайкой сбились в угол окурки» (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев).
У Славниковой же всё наоборот. «Удивительные прозрачные уши» генерала «увяли и стали похожи на тряпки». Пирамидальные тополя походили на «растрёпанные мётлы», брат «из-за бурого сельского загара как будто проржавел», «старики напоминали лицами комья земли, оплетённые корнями» .
Все эти примеры взяты с нескольких страниц небольшого рассказа!
Славникова писатель городской. Прелести сельской жизни и красоты дикой природы ей как будто неинтересны. Если же воля автора и забрасывает героев в далёкие от цивилизации края, то тщетно вы будете ждать роскошных описаний природы.
Красота как будто пугает автора «2017»: «Местность, как радиацией, была заражена красотой». Здесь и добавить нечего. Другого такого писателя в современной русской литературе нет.
Как ни странно, находятся читатели, которых не отпугивает её художественный мир.
Славникова, Ольга Александровна
О́льга Алекса́ндровна Сла́вникова (родилась 23 октября 1957, Свердловск, Свердловская область, РСФСР) — русская писательница, лауреат премии «Русский Букер» 2006 года, премии «Ясная поляна» 2018 года.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 История публикации «Лёгкой головы»
- 2.2 «Прыжок в длину»
- 3 Отзывы
- 4 Сочинения
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Ольга Славникова родилась 23 октября 1957 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург) в семье инженеров-оборонщиков. В детстве проявляла выдающиеся способности к математике, побеждала на олимпиадах краевого и республиканского уровня, но под влиянием преподавательницы русского языка и литературы, которая заведовала школьным кружком любителей художественного слова, в 1976 году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета. В 1981 году окончила его. После этого некоторое время работала в книгоиздательской сфере, в редакции журнала «Урал», затем и сама стала писать, по собственным словам, «оттого, что заняться больше было нечем, а свободного времени оставалась прорва». Публикации начального периода творчества в журнале «Урал» и в малотиражных сборниках молодых авторов, которые сама Славникова с едкой издёвкой называет «братскими могилами».
С 2003 года писательница с мужем живёт в Москве, у неё трое детей и двое внуков.
Славникова официально занимает пост координатора прозаического направления литературной премии «Дебют». В интервью неоднократно подчёркивала, что основной источник её финансового благополучия находится отнюдь не в литературной сфере [1] .
В июле 2020 года британская газета The Guardian включила роман Славниковой «2017» в свой список «десяти лучших романов, действие в которых происходит в России». [2]
Творчество
Дебютная повесть Славниковой «Первокурсница» была принята в печать в 1988 году после значительных правок, затронувших более половины объёма первоначальной версии. Спустя два года Славникова добилась постановки в темплан издательства, в котором она в то время работала, своего первого авторского сборника, но после развала СССР редакция отдала предпочтение выпуску серии французских любовных романов, а книга Славниковой так и не была отправлена в печать по причине её якобы «маловысокохудожественности». Писательница пережила глубокий душевный кризис и, решив прервать литературную деятельность, занялась мелкооптовой торговлей книгами, впрочем, без особого успеха [1] . Впоследствии многие соратники Славниковой по этому бизнесу были выведены ею в качестве персонажей романа «Один в зеркале».
Примерно в 1995 году Славникова вернулась к активному творчеству.
В 1997 году Славникова публикует свой первый крупный роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», который вошел в шорт-лист «Русского Букера» и заставил всю литературную общественность России говорить о писательнице как о достойном продолжателе традиций «магического реализма». В 1999 году роман Славниковой «Один в зеркале» получил премию журнала «Новый мир». Сама писательница считает эту книгу своей любимой и самой недооцененной изо всех. При её создании Славникова моделировала быт и стиль мышления гениального математика, специалиста в области фpaктальной геометрии, на основе собственного опыта занятий этой наукой в молодые годы. Однако в дальнейшем за фактическую достоверность прописанных ею образов, по словам Славниковой, ответственность несёт в основном муж.
Третья книга Славниковой «Бесcмepтный» (2001) впоследствии послужила причиной громкого скандала, связанного с обвинениями, выдвинутыми писательницей в адрес создателей немецкого фильма «Гуд бай, Ленин!». Славникова утверждала, что сценаристы фильма беззастенчиво использовали сюжет её книги в качестве первоосновы для фильма [3] .
Славникова к тому времени уже выделилась из круга екатеринбургской литературной тусовки, обрела всероссийскую известность и начала задумываться о переезде в Москву. Эту идею она претворила в жизнь приблизительно в 2003 году. Обосновавшись в столице, Славникова приступила к работе над новым очень большим романом, рабочим названием которого было «Период». Публикация романа неоднократно анонсировалась журналом «Новый мир» и издательством «Вагриус», однако сроки постоянно переносились по настоянию Славниковой. Фрагменты книги публиковались в журнальном варианте как самостоятельные новеллы (например, «Корундовая каторга», «Кооператив „Купол“»). В окончательной редакции Славникова усилила антиутопические и фантастические тенденции и дала роману перекликающееся с творениями Оруэлла и Доренко название «2017».
Роман был опубликован в конце 2005 года. В декабре 2006 года роман был удостоен премии «Русский Букер» как по версии профессиональных литераторов, так и по результатам студенческого голосования, что является прецедентом в истории присуждения этой награды. В 2010 году появился английский перевод романа, доброжелательно встреченный критиками.
В 2007 году увидел свет сборник «Вальс с чудовищем», составленный из ранних и поздних работ Славниковой, включая вышеупомянутый роман «Один в зеркале» и рассказы.
В 2008 году Славникова по заказу журнала «Саквояж. Спальный вагон», распространяющегося ограниченным тиражом в поездах дальнего следования, написала несколько рассказов на железнодорожную тематику, позднее переработанных в сборник «Любовь в седьмом вагоне». Он получил неоднозначную прессу, некоторые критики (Лев Данилкин) утверждали, что это худшее произведение писательницы за много лет.
История публикации «Лёгкой головы»
Следующие два года писательница посвятила работе над новым романом. Первоначальное название книги было «Флора», и скудные сведения об этом варианте романа позволяют отнести его к жанру хронооперы [4] . Эта версия не удовлетворила автора, и Славникова, по собственным словам [5] , сперва попыталась перелицевать «два самых главных московских мифа — миф о мэре и миф о метрополитене» на примере судьбы представителя современного «офисного планктона», но затем отказалась от этого замысла в пользу «романа о новом свободном человеке, ставящем главной ценностью мира — себя самого». Недавно вышла в свет журнальная версия [6] [7] этого произведения. Интересно, что из электронной версии номера журнала, содержавшего первую книгу романа, по непонятным причинам исчезло традиционное примечание «окончание следует». В связи с этим некоторые литературные критики [8] [9] поспешили выступить с разгромными отзывами на «Лёгкую голову», вменив Славниковой в вину рыхлость сюжетной конструкции и оборванность линии главного героя в якобы «открытом» финале. Писательница ответила на эти выпады, объявив лаконичную суховатость первой части стилистическим приёмом и посоветовав для более адекватных выводов просто дочитать книгу до конца. Кроме того, она отвергла подозрения рецензентов в том, что новый роман якобы заточен под публикацию на Западе и международные литературные премии, подчеркнув, однако, что популярность её работ в США и Европе пока оставляет желать лучшего [10] .
Стиль моей прозы действительно, скажем так, индивидуален: на меня девятым валом несется цветная, искристая, жаркая масса живого мира, которую надо укротить и превратить в текст. После, когда текст уже готов, метафоры прореживаются до правильного порога читательского восприятия. В «Лёгкой голове» начало прорежено сильно, чтобы толкнуть с места сюжет. Что касается Сергея Белякова, то с ним вышла неприятность: он полромана, напечатанного в девятом номере «Знамени», принял за весь роман. Но давайте честно: все ли критики на самом деле читают то, что рецензируют?
В защиту нового творения Славниковой выступили и некоторые другие критики; например, сотрудник «Литературной России» прямо обвинил авторов рецензий «на полромана» в том, что они завидуют популярности писательницы [11] . В ответ Виктор Топоров назвал одобрительные рецензии на «Лёгкую голову» продуктом деятельности PR-службы Славниковой и высказал предположение, что их подлинным автором является муж писательницы Виталий Пуханов [12] .
«Прыжок в длину»
«В романе «Прыжок в длину» налицо и мощный слог, стабильно переплавляющий детали быта, и тончайшие абстpaкции в снайперски точные образы, и фирменная славниковская интонация «раздражённого Набокова». Но в нём есть и сюжет, объединяющий в себе элементы структуры экзистенциального детектива а’ля Буало–Нарсежак, психологического триллера и мифосценария – и этот сюжет выверен до миллиметра», – написал о произведении Кирилл Анкудинов, высоко оценивший и предыдущий роман Славниковой.
«…«Восходящая звезда российской лёгкой атлетики», молодой прыгун в длину Олег Ведерников в прыжке спасает мальчишку из-под колёс грузовика и теряет обе ноги. Он герой. И он инвалид; а жизнь всякого инвалида несладка; жизнь Ведерникова усугублена тем, что спасённый мальчик Женечка Караваев, как выясняется, не очень-то заслуживал спасения. Он вырос в «ангела-разрушителя»; его полусознательная программа – выживать ценой уничтожения талантов и судеб окружающих (случай с Ведерниковым был первым проявлением этой чёрной программы). Преуспевший «негодяйчик» Женечка навязывает Ведерникову участие в съёмках нелепого документального фильма о его давнем подвиге. Ведерников соглашается только потому, что влюбляется в финансирующую кино главу благотворительного фонда – одноногую Киру Осокину. Тем временем программа Женечки начинает ставить под удар здоровье и жизнь не только спасителя (безногому Ведерникову для съёмок велено повторить прыжок), но и его обретённой любви (по вине «негодяйчика» Кира травмируется на горнолыжном склоне). Ведерников безуспешно пытается умертвить своё «творение», строит разные замыслы убийства Женечки – и все они срываются. Наконец Ведерников нанимает киллера; тут опять вмешивается случай: на линии огня оказывается Кира; ампyтaнт Ведерников свершает невозможное – рекордно прыгает, подставляет себя под пули и гибнет. «Счастливчику-негодяйчику» же как с гуся вода: он жив и наслаждается жизнью», — так описывает критик фабулу романа, считая, что она являет собой материал на тему библейского Иова. В ответ на вопрос «Что делать со злодейкой-судьбой, обрушивающей незаслуженные удары?» современники Славниковой Майя Кучерская советует символические прогулки по Москве, Анатолий Курчаткин обвиняет власть; а Ольга Славникова говорит: «Быть собой, невзирая на судьбу, которая способна всего лишь изувечить или убить тело, но не властна над душой» [13] .
Отзывы
Взыскательный критик Кирилл Анкудинов считает, что «Ольга Славникова как прозаик принципиально профессиональна. Её проза «сделана из профессионального теста»; от неё несёт прекрасным духом литературного мастерства, не сводимого к «сюжету» или к «языку». Для прозаика-мастера четверть дела – раскрутить тугой сюжет, верный во всех мелочах; придумать тексту подобающий язык – густой и сложный или прозрачный и ясный – ещё четверть дела; а дело – вписать, вмонтировать, вогнать сюжет и язык друг в друга, чтоб не было «языка без сюжета» (как у Ульяны Гамаюн) или «сюжета без языка». Славникова исследует базовые слои социума, залегающие глубже «актуальной политики» и даже глубже этики как таковой – она выявляет недостаточность, уязвимость «чистой этики» перед вызовами «доэтических сил». В одном из стихотворений Юрия Кузнецова есть строки «но беда эта старше земли и не ведает смысла и цели». Иногда подвиг – не только предмет для оды, но ещё и звено разворачивания сценария беды, которая «не ведает смысла и цели»; и остановить, перешибить этот внеличный сценарий возможно лишь личным сверхподвигом» [13] .
Краткая биография петрарка
Франческо Петрарка — выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г...
20 04 2024 14:17:32 История троянской войны
Всё о троянской войне
Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества...
18 04 2024 7:53:19 Краткая биография рыленков
Алексеевка, ныне Рославльский район Смоленской области — 23 июня 1969, Смоленск) — русский советский поэт...
16 04 2024 9:17:47 Краткая биография кокто
Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим трaнc-опиумом и снами наяву...
10 04 2024 8:29:31 Краткая биография вольтер
Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью...
09 04 2024 17:43:45 Краткая биография вайс
У ее матери, Эдит Рут Тейх австо-итальянские корни (родилась в Вене), сначала она работала учительницей, а позже переквалифицировалась в психотерапевта...
08 04 2024 20:43:19 Краткая биография кинг
Генри, Всемирной премии фэнтези, наград Британского общества фэнтези и Канадской ассоциации книготорговцев, медали Национального фонда книг за выдающийся вклад в американскую литературу, звания Великого Магистра от Американских писателей-мистиков, Национальной медали США в области искусств с формулировкой «за сочетание захватывающих историй с анализом человеческой натуры»...
07 04 2024 17:34:39 Изменения жизни древней руси после нашествия ига
Знаменитый историк Василий Ключевский считал, что именно татаро-монгольское иго принесло разрозненным русским землям единство, поскольку удельные князья постоянно враждовали между собой, а власть хана давала «призpaк единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам»...
06 04 2024 16:36:29 Краткая биография валье-инклан
Это течение хаpaктеризовалось сменой парадигм как следствием творчества художников, а также инновациями в эстетике и языке...
05 04 2024 22:12:18 Краткая биография роллан
За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии...
02 04 2024 6:42:15 Краткая биография джеймс
Он считается одним из величайших представителей прагматической философской школы, наряду с Чарльзом Сандерсом Пирсом и Джоном Дьюи...
31 03 2024 6:22:58 Краткая биография радзинский
Творческий талант плодотворного автора проявился не только в художественной и документальной литературе – Радзинский известен также созданием сценариев для кинофильмов и сериалов...
30 03 2024 4:47:55 Краткая биография бернет
Frances Eliza Hodgson Burnett; 24 ноября 1849, Манчестер, Англия — 29 октября 1924, Нью- Йорк, С Ш А) — английская писательница и драматург...
29 03 2024 13:55:53 Краткая биография брох
Его отец, как и отец Кафки, «сам себя сделал», сколотил состояние из ничего и одно время даже числился среди миллионеров...
28 03 2024 2:17:16 Краткая биография нидзё
Нидзё родилась в 1258 году и принадлежала к высшему слою придворной аристократии...
27 03 2024 13:40:25 История новой россии
Летом 1991 года в результате первых всенародных выборов президентом РСФСР стал Б...
26 03 2024 18:46:39 История россии xxi век
Секрет непотопляемости главного приватизатора всея Руси
Приватизация 90-х годов стала настоящей трагедией для современной России...
23 03 2024 9:51:57 Краткая биография озеров
Окончил кадетский корпус с первой золотой медалью; участвовал в занятии Бендер Потемкиным (1789); служил в лесном департаменте; несколько лет жил уединенно в деревне, в Казанской губернии...
22 03 2024 3:50:21 Краткая биография милн
Мальчику повезло с родителями, это были хорошо образованные и воспитанные люди...
20 03 2024 11:14:12 Краткая биография мало
Мало ‒ крупный реалистический талант, примыкающий к школе Оноре де Бальзака...
18 03 2024 3:33:33 Краткая биография капнист
Родился 12 февраля 1758 в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье...
16 03 2024 23:29:45 Краткая биография газданов
Литература русского зарубежья
Сергeй Федякин, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома Русского зарубежья имени Солженицына, доцент Литературного института...
14 03 2024 8:22:22 Борьба с агрессией шведских и немецких феодалов
Древнерусское государство было зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока, Русь сыграла выдающуюся роль в судьбе Европы своего времени: отразила натиски печенегов, половцев, монголов, став щитом, заслонившим Европу от кочевников! Она участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада, разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь, изменив этим соотношение сил в Европе...
13 03 2024 20:33:25 Краткая биография бойко
Советский композитор, представитель Московской композиторской школы, имеющей свои богатые традиции...
11 03 2024 20:45:27 Краткая биография ли х.
Именно это, к сожалению, случилось с автором романа «Убить пересмешника» Харпер Ли...
09 03 2024 9:52:11 Краткая биография кронин
Медицине он посвятил более 10 лет своей жизни, но с юных лет вынашивал мечту стать писателем...
06 03 2024 14:25:39 Краткая биография брехт
Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр»...
05 03 2024 22:56:20
Еще: Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::
|