Краткая биография овидий > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Краткая биография овидий

Краткая биография овидий

ОВИДИЙ, ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН

ОВИДИЙ, ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. – 17 или 18 н.э.), римский поэт, оказавший сильнейшее воздействие на европейскую литературу от Средних веков до наших дней. Овидий родился в г.Сульмон в Апеннинах (ныне Сульмона, примерно 140 км к востоку от Рима), в богатой провинциальной семье. Овидий с братом, который был на год старше, вместе учились в Риме. Смерть брата, постигшая его в возрасте двадцати лет, произвела на Овидия сильнейшее впечатление. Овидий проявил незаурядные способности в области риторики и занялся было политикой, однако страсть к стихам одержала верх, и вскоре Овидий стал члeном кружка аристократа Марка Валерия Мессалы. Вергилия ему довелось увидеть лишь однажды, он присутствовал на чтении Горацием его стихов, был знаком с Проперцием и Тибуллом и многими другими поэтами. Завершив свое образование в Афинах, Овидий совершил путешествие по восточному Средиземноморью, в котором его сопровождал поэт Эмилий Макр, а затем, проведя несколько месяцев на Сицилии, вернулся в Рим, где вошел в высокосветское общество. Два первых бpaка Овидия закончились разводом (вероятно, во втором у него родилась дочь), третий не смогло разрушить даже изгнание.

В 8 н.э. император Август внезапно отправил поэта в ссылку в Томы (совр. Констанца). Для изгнания было две причины – «оскорбление и ошибка». Оскорбление, несомненно, следует усматривать в амopaльном легкомыслии написанной Овидием поэмы Искусство любви (Ars amatoria). Эта тщательно отделанная безделка появилась примерно восемью годами ранее, что по несчастью совпало со скандалом, разразившимся из-за супружеской неверности дочери императора Юлии. Однако гнев Августа (который уже давно вел борьбу с распущенностью) разразился лишь теперь, когда в подобную историю оказалась вовлечена дочь Юлии, Юлия Младшая. В чем состояла «ошибка» поэта, остается загадкой. Здесь Овидий ограничивается лишь намеком. Он случайно оказался свидетелем чего-то недозволенного (и, вероятно, об этом не донес). Одни исследователи (их большинство) полагают, что Овидий играл роль доверенного лица в любовной связи Юлии, другие считают, что он был в курсе династических интриг с целью лишить Тиберия, сына императрицы Ливии от предыдущего бpaка, прав престолонаследника.

Овидий находился на острове Эльба, когда обрушилась беда. Если какой-то суд и имел место, то проводился он в тайне. Имущество поэта не было конфисковано, и его горячо любимая супруга против воли осталась в Риме, чтобы хлопотать о помиловании. Вера в преданность жены и постепенно угасавшие надежды на императорскую милость служили Овидию единственным утешением в Томах, захудалом укреплении, основанном греками на рубежах варварского мира. После cмepти Августа, последовавшей в 14, надежды Овидия вновь ненадолго ожили, однако никакого отклика у преемника императора, Тиберия, к племяннику и приемному сыну которого Германику он обращался с ходатайством, поэт не нашел. Намереваясь посвятить последнему свои Фасты, Овидий даже принялся приводить поэму в порядок. Под конец жизни Овидий смирился с судьбой.

Любовная поэзия.

За исключением Метаморфоз и Галиевтики (фрагментарный и, возможно, подложный тpaктат о морском рыболовстве), написанных гекзаметром, все остальные произведения Овидия сложены элегическим дистихом, представляющим собой чередование строки гекзаметра и пентаметра. Эти стихи изящны и даже блестящи, хотя в целом производят несколько монотонное впечатление. Данный размер великолепно подходит как для шуток, так и для любовных переживаний, способен он и к передаче риторически форсированных чувств. Любовные элегии (Amores) первоначально вышли в пяти книгах, но ок. 1 до н.э. Овидий переиздал их в трех книгах, и именно в этом виде они дошли до нас. Основная часть этих стихотворений посвящена любви. В соответствии с римской традицией, эти стихи развивают или варьируют сюжетные ходы новой греческой комедии и ее латинских продолжателей (Плавта, Теренция и др.). Большинство исследователей полагают, что Коринна – вымышленный персонаж. Героини (Heroides) представляют собой жалобы мифических героинь на покинувших их или изменивших им возлюбленных. Здесь обнаруживаются черты сходства с некоторыми монологами греческой трагедии, а также влияние римских риторических школ. Изобретательность в игре оттенками и аллюзиями, по-видимому, ценилась римской аудиторией. Первые пятнадцать стихотворений Героинь появились к 1 до н.э. Стилистические особенности последних шести указывают на их более позднее происхождение. Эти последние шесть элегий соединены попарно: ответ героини приложен к посланию героя. Они нисколько не уступают более ранним посланиям, а возникающие внутри пары коллизии делают их еще интереснее. Средства для ухода за женским лицом (Medicamina faciei femineae), стихотворный учебник косметики, вероятно, задумывался писавшим о любви автором как пародия на распространившийся в ту пору жанр поэтических тpaктатов на любую тему. Вскоре за Героинями была создана поэма Искусство любви (Ars amatoria) в трех песнях. Поэма представляет собой настоящую комедию нравов в форме составленного Учителем любви руководства по ухаживанию, где рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а также даются аналогичные советы дeвyшкам. Поскольку здесь имелись в виду исключительно дамы полусвета, впоследствии Овидий мог ссылаться на то формально оправдывающее его обстоятельство, что он отнюдь не поощрял супружеской неверности. Искусство любви с дополняющим его Лекарством от любви (Remedia amoris) является самым блестящим, а также наиболее прославленным в Новое время творением Овидия.

Метаморфозы и Фасты.

Шедевром Овидия стала поэма Метаморфозы, написанная гекзаметром, традиционным размером эпической поэзии. В 15 песнях Метаморфоз (Metamorphoses) повествуется о различного рода мифических превращениях, начиная с создания мира из хаоса и вплоть до апофеоза Юлия Цезаря, душа которого, согласно распространенному поверью, переселилась в комету, появление которой совпало с погрeбaльными играми в его честь. Поскольку метаморфозы так или иначе входят в большинство греческих мифов, поэма превратилась в свод греческой мифологии, а в последней своей трети она излагает греческие и римские исторические легенды. В самом начале автор обещает соблюдать хронологический порядок и по мере возможности держит слово. Отдельные истории соединяются друг с другом хитроумными переходами, т.ч. складывается образ единого мира фантазии, подчиненного собственной логике воображения. Сознавая, что однообразия следует избегать любой ценой, Овидий свободно меняет интонацию и способ изложения. Мы встречаемся здесь с романтикой и фарсом, величием и ужасом, приподнятостью чувств и жутью, риторическими пассажами и полемикой, интересом к старине и патриотизмом.

До своего изгнания Овидий завершил Метаморфозы, но не успел их отредактировать. Он написал также поэму Фасты (Fasti) в 6 песнях, посвященную римским древностям и легендам, связанным с датами римского календаря (поэма охватывает месяцы с января по июнь), который незадолго до этого был реформирован Юлием Цезарем и с пояснениями выставлен во многих местах. Возможно, важность Фастов как источника по римским религиозным обычаям преувеличивается, поскольку эти сведения в основном содержатся и в других источниках, однако нет сомнения в том, что под поэтическим пером этот довольно-таки сухой предмет становится живым и привлекательным. Фасты, как и Метаморфозы, в значительной степени проникнуты духом александрийского ученого и поэта 3 в. до н.э. Каллимаха.

Произведения, написанные в ссылке.

В изгнании Овидий написал Скорбные элегии (Tristia) и Письма с Понта (Ex Ponto libri).Он рисует подробную и живую картину своих бед, но лишь краешком глаза позволяет нам взглянуть на жизнь и обычаи обитателей этой пограничной крепости. Эти книги написаны главным образом для того, чтобы напомнить о судьбе их автора и вызвать к нему общее сочувствие, что могло бы способствовать его возвращению. Поэтому в Скорбных элегиях и Письмах с Понта постоянно варьируется одна и та же тема, куда подчас вплетается лесть императору. Вторая книга Скорбных элегий не столь подобострастна: вся она является длинной апологией, более проникновенной, чем ловкой, тех поступков, которые могли послужить причиной изгнания. Поэма Ибис (Ibis) – поношение какого-то недруга поэта в Риме. Кто это, столь же неясно, как и в случае Коринны. Первую часть проклятия отличает красноречие, вторая уснащена сложными мифологическими аллюзиями. Среди утраченных произведений наиболее примечательна трагедия Медея, которую превозносили Квинтилиан и Тацит.

Влияние.

Мало кто из поэтов сравнится с Овидием по влиянию на потомков. Мода на Овидия впервые возникла в ходе Возрождения 11–12 вв., в эпоху, которую окрестили Aetas Ovidiana («веком Овидия»). Поэты, выходившие из школ при соборах, подражали Овидию и в придворных поэмах, посвященных прекрасным дамам, и в поэтических посланиях друзьям, но также и в стихотворных переложениях Библии. К примеру, он был любимым поэтом плодовитого Бальдерика (1046–1130), настоятеля Бургульского монастыря, а также бродячих студентов и менестрелей 12 в. Кое-кто прибегал к хитроумнейшим ходам, чтобы навязать Овидию высоконравственные цели, и благодатным полем для столь близких Средневековью аллегорических истолкований оказались прежде всего Метаморфозы. Однако подчас воодушевление заходило слишком далеко, и в числе еретиков, восходивших в Париже на костер, были и такие, кто утверждал, что «Господь вещал через Овидия точно так же, как и через Августина». Лишь на Вергилия Данте ссылается чаще, чем на Овидия, и он же – самый упоминаемый автор у Чосера, имевшего рукопись Метаморфоз, которые были незаменимым источником сведений по мифологии до тех пор, пока Боккаччо и другие авторы не составили компиляции по мифологии. В эпоху Возрождения Овидий вновь вошел в моду. Петрарка и Боккаччо просто напоены им, так же как и Монтень, и поэты Плеяды во Франции, и великие писатели Испании и Португалии. Шекспир, знакомый с Метаморфозами по стихотворному английскому переводу Артура Голдинга, много заимствовал отсюда, в частности излагая историю Пирама и Фисбы, вставленную в Сон в летнюю ночь, и сочиняя заклинания Просперо в Буре. Самодостаточный элегический дистих Овидия повлиял на завершенное А.Попом развитие английского героического дистиха, в первую очередь, быть может, благодаря сделанному Кристофером Марло точному, строка в строку, переводу Любовных элегий (1597). Мильтон также многим обязан Овидию, в особенности в своих описаниях (ср. Нарцисс в Метаморфозах III 413–436 и Ева в Потерянном Рае IV 457–469).

Читайте также  Краткая биография иванов

После Мильтона и Мольера, после перевода Метаморфоз, вышедшего в 1717 (Драйден и др.), интерес к Овидию начал угасать. Романы доставляли читателю более занимательные сюжеты, по вопросам мифологии куда легче было обратиться к справочнику, и даже в области эpoтики появились более возбуждающие сочинения. Пуритане осуждали Овидия за безнравственность, романтикам не нравилась его жизненная позиция. Овидий уступил место Вергилию, потом на смену латинским авторам пришли греческие, и, наконец, предпочтение было отдано современной литературе.

Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М., 1983
Моисеева Н.М. Осень Овидия Назона. Историческая повесть. М., 1983
Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985
Сергеев А.И. Открытое небо: из жизни Овидия. СПб, 1992
Раисмайр К. Последний мир: роман об Овидии с Овидиевым репертуаром. М., 1993
Публий Овидий Назон. Собрание сочинений, тт. 1–2. СПб, 1994

Овидий

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 18 год н.э.) – древнеримский поэт. Автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовные элегии» и «Скорбные элегии». Оказал огромное влияние на европейскую литературу, включая Пушкина, который в 1821 г. посвятил ему крупное стихотворное послание.

В биографии Овидия есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Овидия.

Биография Овидия

Овидий появился на свет 20 марта 43 г. до н.э. в городе Сульмо. Он рос и воспитывался в семье, принадлежавшей к сословию эквитов (всадников).

Детство и юность

Поскольку отец Овидия был богатым человеком, он смог дать своим детям хорошее образование.

Писательский талант у мальчика начал проявляться еще в детстве. В частности, ему удавалось с легкостью сочинять элегии. Интересен факт, что даже когда он должен был писать прозой, у него невольно выходили стихотворения.

Получив образование Овидий, под давлением отца, поступил на государственную службу, но в скором времени решил отказаться от нее ради писательской деятельности.

Глава семейства был очень огорчен решением сына, однако Овидий твердо решил заниматься любимым делом. Он отправился путешествовать, побывав в Афинах, Малой Азии и Сицилии.

Позже Овидий примкнул к группе знаменитых поэтов, предводителем которой был Марк Валерий Мессал Корвин. Когда ему было около 18 лет он впервые выступил перед зрителями со своими произведениями. Именно с этого момента биографы Овидия ведут отсчет его творческой жизни.

Поэзия

До 25-летнего возраста Овидий преимущественно сочинял стихи эpoтической тематики. Самой ранней его поэмой считаются «Героиды».

Стоит заметить, что сегодня подлинность определенных стихов подвергается сомнению, но в большинстве стихотворений авторство Овидия не поддается сомнению.

К его ранним роботам относиться поэтический сборник «Amores», написанный в духе все той же любовной лирики. Овидий посвятил его своей подруге Коринне. Ему удалось мастерски передать человеческие чувства, руководствуясь своим опытом и наблюдением за окружающими людьми.

Именно после издания этого сборника к Овидию пришла огромная популярность. Он оказался в числе самых талантливых поэтов Рима. Позже он опубликовал трагедию «Медея» и крупный труд «Наука любви».

Как мужчины, так и женщины читали стихи Овидия своим возлюбленным, стараясь с их помощью выразить свои чувства.

В 1 г. до н.э. Овидий представил очередную поэму «Лекарство от любви», после чего был признан одним из лучших элегистов. Она была адресована мужчинам, которые хотели избавиться от назойливых жен и дeвyшек.

Через несколько лет, насытившись элегическими произведениями, поэт написал фундаментальную поэму «Метаморфозы». В ней была представлена мифологическая картина мира от появления космоса до прихода к власти Юлия Цезаря.

В 15 книгах Овидий описал 250 древних легенд, взаимосвязанных между собой как в тематической, так и географической областях. В результате, «Метаморфозы» были признаны его наилучшим сочинением.

В тот период биографии Овидий также работал над сборником двустиший – «Фасты». Он намеревался описать все календарные месяцы, праздники, ритуалы, природные стихии и привести разные интересные факты. Однако ему пришлось бросить эту работу, по причине немилости императора Августа.

Очевидно Август, который позже распорядится изгнать Овидия из Рима в город Томис, разгневался на лирика из-за неизвестной «ошибки» в одной из его поэм. Биографы лирика предполагают, что императору не понравилось произведение, подрывавшее этические нормы и принципы государства.

Согласно другой версии, творчество было всего лишь удобным предлогом для избавления от Овидия, скрывавшим политические или личные мотивы.

Находясь в ссылке Овидий испытывал сильную ностальгию по Риму, вследствие чего сочинял скорбные произведения. Он написал 2 сборника – «Скорбные элегии» и «Письма с Понта» (9-12 гг. н.э.).

Примерно тогда же Овидий создал произведение «Ибис», построенное как проклятие, которое произносит жрец у алтаря. Ученые до сих пор нет могут прийти к единому мнению о том, кому именно адресовано это проклятие.

«Скорбные элегии» стали важнейшим источником информации относительно творческой и личной биографии Овидия.

В своем труде автор описывал быт во время своей опальной жизни, приводил оправдательные доводы, обращался к родственникам и друзьям, а также просил о помиловании и спасении.

В «Письмах с Понта» отчаяние Овидия достигло своего апогея. Он умоляет друзей заступиться за него перед Августом и рассказать о его тяжелой жизни вдалеке от родины.

В последней части сборника поэт просил врага оставить его в покое и дать ему спокойно умереть.

Личная жизнь

Из произведений Овидия становится известно, что он трижды состоял в бpaке.

Первая жена лирика, на которой он женился по настоянию отца, должна была оградить его от ветрености и легкомысленной жизни. Однако усилия супруги оказались тщетными. Парень продолжал вести праздную жизнь, имея нескольких любовниц.

В результате, жена решила расстаться с Овидием вскоре после женитьбы. После этого лирик вступил в бpaк уже по собственной воле. Однако и этот союз продлился недолго.

В третий раз Овидий женился на дeвyшке по имени Фабия, которую он очень любил и искал в ней вдохновение. Ради нее мужчина перестал вести разгульную жизнь, проводя все время с супругой.

Стоит заметить, что у Фабии была дочь от предыдущего бpaка. Собственных детей у Овидия не было.

Любовную идиллию прервало изгнание поэта в Томис, где он оказался в полном одиночестве. Биографы предполагают, что Фабия как-то была связана с влиятельным патрицианским родом, благодаря чему могла поддерживать супруга в ссылке.

Смерть

Как уже говорилось ранее, в изгнании Овидий сильно тосковал по Риму и семье. Родственники и друзья не смогли уговорить императора сжалиться над ним.

Согласно одной из популярных цитат, Овидий мечтал, «скончаться посреди трудов», что впоследствии и случилось.

Сразу после написания «Писем с Понта», Овидий умер в 17 (18) году н.э. в возрасте 59 лет. Точная причина его кончины до сих пор не известна.

Фото Овидия

«Метаморфозы» Картина Уильяма Тернера «Овидий изгнанный из Рима»

Биография Овидия

Овидий – древнеримский поэт – родился 20 марта 43 года до н. э. в Сульмо (Италия).

Род его издавна принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям хорошее образование. Посещая в Риме школы знаменитых учителей, Овидий с самых ранних лет обнаружил страсть к поэзии: в элегии (Trist., IV, 10) он признается, что и тогда, когда нужно было писать прозой, из-под пера его невольно выходили стихи. Следуя воле отца, Овидий поступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией. По желанию родителей рано женившись, он вскоре вынужден был развестись; второй бpaк также был недолог и неудачен; и только третий, с женщиной, уже имевшей дочь от первого мужа, оказался прочным и, судя по всему, счастливым. Собственных детей Овидий не имел. Дополнив своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. Сам Овидий сожалел, что ранняя cмepть Тибулла помешала развитию между ними близких отношений и что Вергилия (который не жил в Риме) ему удалось только видеть.

В 8 году н. э. Август по не вполне ясной причине (исследователями высказывается несколько версий) сослал Овидия в город Томы (ныне – Констанца, Румыния), где в 17 году (по другим сведениям в 18 году) он и скончался.

Первыми литературными опытами Овидия, за исключением тех, которые он, по его собственным словам, предавал огню «для исправления», были «Героиды» (Heroides) и любовные элегии. Яркость поэтического дарования Овидия высказывается и в «Героидах», но наибольшее внимание римского общества он обратил на себя любовными элегиями, вышедшими, под заглавием «Amores», сначала в пяти книгах, но впоследствии, по исключении многих произведений самим поэтом, составившими три дошедшие до нас книги из 49 стихотворений.

Не меньший резонанс вызвало и следующее произведение поэта, о приготовлении которого он возвещал своим читателям ещё в 18-й элегии II книги и которое в рукописях и изданиях Овидия носит заглавие «Ars amatoria» («Любовная наука», «Наука любви»), а в сочинениях самого поэта — просто «Ars». Это — дидактическая поэма в трёх книгах, написанная, как и почти все сочинения Овидия, элегическим размером и заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. Написано это произведение во 2-1 гг. до н. э.

Читайте также  Краткая биография бомарше

Одновременно с «Наукой любви» появилось, к тому же разряду относящееся, сочинение Овидия, от которого до нас дошёл лишь отрывок в 100 стихов и которое носит в изданиях заглавие «Medicamina faciei». На это сочинение, как на готовое, указывает женщинам Овидий в III книге «Науки любви» (ст. 205), называя его «Medicamina formae» («Средства для красоты») и прибавляя, что оно, хотя и не велико по объёму, но велико по старанию, с каким написано (parvus, sed cura grande, libellus, opus). В дошедшем отрывке рассматриваются средства, относящиеся к уходу за лицом. Вскоре после «Науки любви» Овидий издал «Лекарство от любви» («Remedia amoris») — поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться.

Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта Овидия, они носят совсем другой колорит и представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы. Ближайшим результатом этой катастрофы были его «Скорбные элегии» или просто «Скорби» (Tristia), которые он начал писать ещё в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трёх лет, изображая своё горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию. Элегии эти, вполне отвечающие своему заглавию, вышли в пяти книгах и обращены в основном к жене, некоторые — к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая, составляющая вторую книгу — к Августу.

За «Скорбными элегиями» следовали «Письма с Понта» (Ex Ponto), в четырёх книгах. Содержание этих адресованных Альбиновану и иным лицам писем в сущности то же, что и элегий, с той только разницею, что сравнительно с последними «Письма» обнаруживают заметное падение таланта поэта. Это чувствовалось и самим Овидием, который откровенно признается (I, 5, 15), что, перечитывая, он стыдится написанного.

«Метаморфозы» («Превращения»), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду. Этот высокий по поэтическому достоинству труд был начат и, можно сказать, окончен Овидием ещё в Риме, но не был издан по причине внезапного отъезда. Мало того: поэт, перед отправлением в ссылку, сжёг, с горя или в сердцах, даже саму рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков. Сохранившиеся в Риме списки дали Овидию возможность пересмотреть и дополнить в Томах это крупное произведение, которое таким образом и было издано. «Метаморфозы» — самый капитальный труд Овидия, в котором богатое содержание, доставленное поэту главным образом греческими мифами, обработано с такой силой неистощимой фантазии, с такой свежестью красок, с такой лёгкостью перехода от одного предмета к другому, не говоря о блеске стиха и поэтических оборотов, что нельзя не признать во всей этой работе истинного торжества таланта, вызывающего изумление.

Другое серьёзное и также крупное не только по объёму, но и по значению произведение Овидия представляют «Фасты» (Fasti) — календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. Эта учёная поэма, дающая много данных и объяснений, относящихся к римскому культу и потому служащая важным источником для изучения римской религии, дошла до нас лишь в 6 книгах, охватывающих первое полугодие.

Есть в числе дошедших до нас сочинений Овидия ещё два, которые всецело относятся ко времени ссылки поэта и стоят, каждое, особняком от других. Одно из них, «Ибис» (известное название египетской птицы, которую римляне считали нечистой), — сатира или пасквиль на врага, который после ссылки Овидия преследовал его память в Риме, стараясь вооружить против изгнанника и жену его. Овидий посылает этому врагу бесчисленное множество проклятий и грозит ему разоблачением его имени в другом сочинении, которое он напишет уже не элегическим размером, а ямбическим, то есть со всею эпиграмматической едкостью. Название и форму сочинения Овидий заимствовал у александрийского поэта Каллимаха, написавшего нечто подобное на Аполлония Родосского.

Другое сочинение, не имеющее связи с остальными, есть дидактическая поэма о рыболовстве и носит заглавие «Наука рыболовства» («Halieutica»). От него мы имеем только отрывок, в котором перечисляются рыбы Чёрного моря и указываются их свойства. Это сочинение, на которое, по специальности его сюжета, ссылается Плиний в своей «Естественной истории» (XXXII, 5), не представляет в литературном отношении ничего замечательного.

Не сохранилась трагедия Овидия «Медея», которая хотя и была произведением юности поэта, но считалась в римской литературе одним из лучших образцов жанра. На ней с удовольствием останавливается Квинтилиан (X, 1, 98), её упоминает Тацит в «Разговоре об ораторах» (гл. 12). Не дошло до нас и ещё нескольких сочинений, написанных частью в Риме, частью в Томах и в числе последних — панегирик Августу, писанный на гетском языке, о чём извещает в одном из своих понтийских писем (IV, 13, 19 и сл.) сам Овидий, всё ещё не теряя надежды на облегчение своей участи. Но этим надеждам сбыться не было суждено.

Овидий

Биография

Публий Овидий Назон, известный как Овидий, был римским поэтом, жившим в эпоху правления императора Августа. Являясь современником Вергилия и Горация, он вошел в тройку канонических представителей латинской литературы.

Публий Овидий Назон

Мастер любовной лирики прославился произведениями в жанре элегии, а также эпической поэмой «Метаморфозы», ставшей одним из важнейших источников в изучении классической мифологии. Большинство сведений о жизни и творчестве Овидия ученые почерпнули из его собственных произведений, а также из работ Сенеки-старшего и Марка Фабия Квинтилиана.

Детство и юность

Публий Овидий Назон родился в городе Сульмо (совр. Сульмона), расположенном в Апеннинской долине восточнее Рима 20 марта 43 года до н.э. в семье, принадлежавшей к сословию эквитов (всадников). Положение родителей будущего поэта в обществе было довольно высоким, согласно имущественному положению они имели право совершать торговые сделки и входили в деловую прослойку городской элиты, а их дети обладали привилегией на получение образования.

Памятник Овидию в Сульмоне, Италия

Следуя желанию отца, Овидий вместе с братом начал учиться риторике у Арелия Фуска и Марка Порция Латрона, мэтров ораторского искусства Древнеримской империи. Следуя эмоциональному, а не аргументированному стилю ведения бесед и споров, будущий лирик не пожелал овладевать приемами, необходимыми для уготованной ему юридической пpaктики. Бросив учебу, молодой человек отправился путешествовать и посетил Афины, Малую Азию и Сицилию.

В молодости Овидий занимал мелкие общественные посты, был члeном центумвиры, коллегии гражданских дел, а также состоял в ведомстве децемвиры, исполнявшем духовные и светские обязанности на государственном уровне.

Портрет Овидия

Около 29-25 года до н.э. юноша понял, что имперская служба чужда его натуре и хаpaктеру, и вышел в отставку, огорчив отца и других члeнов семьи. В это время Овидия привлекала литература, и он, поддавшись coблaзну стать знаменитым поэтом, вступил в круг избранных под покровительством Марка Валерия Мессала Корвина. Первое выступление начинающего элегиста датировано примерно 25 годом до н.э., от этого момента ученые ведут отсчет творческой биографии Овидия.

Поэзия

Первые 25 лет литературной карьеры Овидий посвятил написанию стихов на эpoтические темы в жанре элегии. Хронологический порядок появления сборников до конца неизвестен, но предполагается, что самыми ранним сочинением поэта являлись «Героиды», состоявшие из 21 письма мифологических и реально существовавших дев к их отсутствовавшим любовникам. Подлинность некоторых стихотворений цикла неоднократно оспаривалась, но в большинстве стихов авторство Овидия несомненно.

Книги Овидия

К ранним работам поэта ученые отнесли и сборник «Amores», содержавший любовно-эpoтическую лирику, посвященную coблaзнительной подруге Коринне. По сохранившейся версии можно судить о невероятном таланте Овидия, использовавшего собственный опыт и наблюдения для описания чувств и переживаний.

После публикации этой работы около 15-16 года до н.э. Овидий стал одним из самых популярных поэтов Рима и представил на суд публики утраченную трагедию «Медея» и цикл стихотворений «Наука любви» в 3 частях. Книги – пародии на дидактическую литературу – стали пособием по обольщению и интригам, предназначенным для мужчин и женщин. Стиль стихов признали фривольным, но автор пояснил, что советы ориентированы на простых граждан империи и чужестранцев – гостей Рима.

Поэма Овидия «Метаморфозы»

В 1 году до н.э. Овидий опубликовал поэму «Лекарство от любви» и вошел в число главных римских элегистов Галла, Тибулла и Проперция. Эта книга, адресованная мужчинам, предлагала способы избавления от надоевших жен и подруг и стала завершением любовно-эpoтического периода творчества поэта.

Насытившись элегическими стихами, Овидий решил создать монументальное произведение и к 8 году н.э. завершил работу над эпической поэмой «Метаморфозы». Стихи, написанные гекзаметром, с энциклопедической точностью представили мифологическую картину мира от возникновения космоса до апофеоза правления Юлия Цезаря. Истории, следовавшие одна за другой, повествовали о преобразованиях и трaнcформациях явлений и персонажей.

В 15 книгах упоминались 250 античных легенд, связанных между собой тематически, географически или структурно. Это произведение, признанное лучшим литературным трудом Овидия, приобрело популярность у современников и потомков и было переведено на многие языки мира.

Овидий среди скифов

Параллельно с «Метаморфозами» поэт работал над сборником двустиший под названием «Фасты». Вернувшись к элегическому размеру, Овидий планировал описать каждый месяц календарного года, уделяя внимание праздникам, религиозным традициям, природным явлениям и т.п., но вынужден был отказаться от проекта из-за немилости Августа.

Читайте также  Краткая биография носов н. н.

Причиной опалы и последующего изгнания лирика в далекий от Рима город Томы послужила неизвестная «ошибка», расцененная как преступление. По мнению некоторых исследователей, источником императорского гнева стала одна из поэм эpoтического содержания, подрывавшая мopaльные законы и принципы римского государства. Другие считают, что литература была всего лишь предлогом для избавления от Овидия, скрывавшим политические или личные мотивы.

Картина Уильяма Тёрнера «Овидий изгнанный из Рима»

В ссылке поэт тосковал по Риму и сочинял отчаянные и печальные элегические произведения. Известны 2 сборника этого периода под названием «Скорбные элегии» и «Письма с Понта», датированные 9-12 годами н.э. К этому же периоду исследователи отнесли сохранившееся произведение «Ибис», являвшееся сатирическим обличением врага, поправшего честное имя прославленного лирика.

«Скорбные элегии» стали ценнейшим источником сведений о творческой и личной судьбе Овидия. Наполненные чувствами пронзительные стихи повествовали о несчастьях в настоящем и безоблачном прошлом создателя «Метаморфоз». Сборник состоял из 5 книг, в которых поэт описывал бытовые подробности опальной жизни, приводил оправдательные аргументы, биографические отрывки, послания к жене и друзьям, а также посылал просьбы о милости и спасении.

Картина Иона Теодореску-Сиона «Овидий в ссылке»

В «Письмах с Понта» отчаяние изгнанника достигло апогея. В стихотворной форме Овидий умоляет друзей заступиться за него перед императором и поведать высокопоставленным деятелям о тяжелой жизни вдали от Рима.

Просьбы о прощении лирик чередовал с повествованием о жизни на чужбине и собственном здоровье, а также с описанием природы черноморского побережья и рассуждениями о превратностях судьбы. В последнем произведении сборника Овидий обратился к врагу с призывом оставить его в покое и дать спокойно умереть.

Личная жизнь

Информацию о личной жизни Овидия исследователи почерпнули из произведений поэта, согласно которым он был женат 3 раза.

Портрет Овидия

Первая супруга, появившаяся по настоянию отца, должна была оградить юношу от праздности и легкомысленного поведения. Однако ее влияние оказалось противоположным: поэт не только не перестал появляться в обществе друзей, но и обзавелся любовницами, которым посвящал стихи и элегии. Молодая жена не вынесла пренебрежения и измен мужа и развелась с ним вскоре после свадьбы.

Второй раз Овидий женился, следуя собственным чувствам, которые быстро угасли и не переросли в крепкие семейные отношения. Есть предположение, что новая супруга родила поэту 2 детей, а затем ушла от него, поручив родственникам хлопоты о разводе.

Памятник Овидию в Констанце

Настоящей историей любви стали третьи отношения Овидия с женщиной по имени Фабия, которая была для лирика верной подругой и источником вдохновения. Любитель шумных компаний отказался от разгульной жизни, предпочитая общество супруги, обожавшей искусство и поэзию.

Эту идиллию нарушило изгнание Овидия в далекий город Томы (совр. Констанца), куда мужчина отправился один, поручив супруге заботу о доме и имуществе. Ученые считают, что Фабия была каким-то образом связана с влиятельным патрицианским родом и благодаря этому поддерживала мужа во время ссылки.

Смерть

Находясь в изгнании, Овидий пребывал в состоянии глубокой депрессии и уныния. Друзья и родственники не могли помочь поэту вернуться в Рим. Согласно одной из известных цитат, лирик хотел, «чтобы cмepть застигла его посреди трудов», так и случилось.

Статуя Овидия

Едва завершив работу над стихотворным циклом под названием «Письма с Понта», Овидий скончался в Томах вдали от родины в 17 году н.э. в возрасте 59 лет. Причины безвременного ухода великого древнеримского поэта остались неизвестными.

Цитаты

«Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой»

«Зависть терзает и сама терзается»

«Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы»

Овидий

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 18 год н.э.) – древнеримский поэт. Автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовные элегии» и «Скорбные элегии». Оказал огромное влияние на европейскую литературу, включая Пушкина, который в 1821 г. посвятил ему крупное стихотворное послание.

В биографии Овидия есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Овидия.

Биография Овидия

Овидий появился на свет 20 марта 43 г. до н.э. в городе Сульмо. Он рос и воспитывался в семье, принадлежавшей к сословию эквитов (всадников).

Детство и юность

Поскольку отец Овидия был богатым человеком, он смог дать своим детям хорошее образование.

Писательский талант у мальчика начал проявляться еще в детстве. В частности, ему удавалось с легкостью сочинять элегии. Интересен факт, что даже когда он должен был писать прозой, у него невольно выходили стихотворения.

Получив образование Овидий, под давлением отца, поступил на государственную службу, но в скором времени решил отказаться от нее ради писательской деятельности.

Глава семейства был очень огорчен решением сына, однако Овидий твердо решил заниматься любимым делом. Он отправился путешествовать, побывав в Афинах, Малой Азии и Сицилии.

Позже Овидий примкнул к группе знаменитых поэтов, предводителем которой был Марк Валерий Мессал Корвин. Когда ему было около 18 лет он впервые выступил перед зрителями со своими произведениями. Именно с этого момента биографы Овидия ведут отсчет его творческой жизни.

Поэзия

До 25-летнего возраста Овидий преимущественно сочинял стихи эpoтической тематики. Самой ранней его поэмой считаются «Героиды».

Стоит заметить, что сегодня подлинность определенных стихов подвергается сомнению, но в большинстве стихотворений авторство Овидия не поддается сомнению.

К его ранним роботам относиться поэтический сборник «Amores», написанный в духе все той же любовной лирики. Овидий посвятил его своей подруге Коринне. Ему удалось мастерски передать человеческие чувства, руководствуясь своим опытом и наблюдением за окружающими людьми.

Именно после издания этого сборника к Овидию пришла огромная популярность. Он оказался в числе самых талантливых поэтов Рима. Позже он опубликовал трагедию «Медея» и крупный труд «Наука любви».

Как мужчины, так и женщины читали стихи Овидия своим возлюбленным, стараясь с их помощью выразить свои чувства.

В 1 г. до н.э. Овидий представил очередную поэму «Лекарство от любви», после чего был признан одним из лучших элегистов. Она была адресована мужчинам, которые хотели избавиться от назойливых жен и дeвyшек.

Через несколько лет, насытившись элегическими произведениями, поэт написал фундаментальную поэму «Метаморфозы». В ней была представлена мифологическая картина мира от появления космоса до прихода к власти Юлия Цезаря.

В 15 книгах Овидий описал 250 древних легенд, взаимосвязанных между собой как в тематической, так и географической областях. В результате, «Метаморфозы» были признаны его наилучшим сочинением.

В тот период биографии Овидий также работал над сборником двустиший – «Фасты». Он намеревался описать все календарные месяцы, праздники, ритуалы, природные стихии и привести разные интересные факты. Однако ему пришлось бросить эту работу, по причине немилости императора Августа.

Очевидно Август, который позже распорядится изгнать Овидия из Рима в город Томис, разгневался на лирика из-за неизвестной «ошибки» в одной из его поэм. Биографы лирика предполагают, что императору не понравилось произведение, подрывавшее этические нормы и принципы государства.

Согласно другой версии, творчество было всего лишь удобным предлогом для избавления от Овидия, скрывавшим политические или личные мотивы.

Находясь в ссылке Овидий испытывал сильную ностальгию по Риму, вследствие чего сочинял скорбные произведения. Он написал 2 сборника – «Скорбные элегии» и «Письма с Понта» (9-12 гг. н.э.).

Примерно тогда же Овидий создал произведение «Ибис», построенное как проклятие, которое произносит жрец у алтаря. Ученые до сих пор нет могут прийти к единому мнению о том, кому именно адресовано это проклятие.

«Скорбные элегии» стали важнейшим источником информации относительно творческой и личной биографии Овидия.

В своем труде автор описывал быт во время своей опальной жизни, приводил оправдательные доводы, обращался к родственникам и друзьям, а также просил о помиловании и спасении.

В «Письмах с Понта» отчаяние Овидия достигло своего апогея. Он умоляет друзей заступиться за него перед Августом и рассказать о его тяжелой жизни вдалеке от родины.

В последней части сборника поэт просил врага оставить его в покое и дать ему спокойно умереть.

Личная жизнь

Из произведений Овидия становится известно, что он трижды состоял в бpaке.

Первая жена лирика, на которой он женился по настоянию отца, должна была оградить его от ветрености и легкомысленной жизни. Однако усилия супруги оказались тщетными. Парень продолжал вести праздную жизнь, имея нескольких любовниц.

В результате, жена решила расстаться с Овидием вскоре после женитьбы. После этого лирик вступил в бpaк уже по собственной воле. Однако и этот союз продлился недолго.

В третий раз Овидий женился на дeвyшке по имени Фабия, которую он очень любил и искал в ней вдохновение. Ради нее мужчина перестал вести разгульную жизнь, проводя все время с супругой.

Стоит заметить, что у Фабии была дочь от предыдущего бpaка. Собственных детей у Овидия не было.

Любовную идиллию прервало изгнание поэта в Томис, где он оказался в полном одиночестве. Биографы предполагают, что Фабия как-то была связана с влиятельным патрицианским родом, благодаря чему могла поддерживать супруга в ссылке.

Смерть

Как уже говорилось ранее, в изгнании Овидий сильно тосковал по Риму и семье. Родственники и друзья не смогли уговорить императора сжалиться над ним.

Согласно одной из популярных цитат, Овидий мечтал, «скончаться посреди трудов», что впоследствии и случилось.

Сразу после написания «Писем с Понта», Овидий умер в 17 (18) году н.э. в возрасте 59 лет. Точная причина его кончины до сих пор не известна.


Краткая биография смоллетт

Родился в Далкхорне (графство Дамбартоншир), был крещен 19 марта 1721...

24 04 2024 0:59:14

Антифеодальные выступления в хi веке

территория древнерусского государства была разделена между его сыновьями...

23 04 2024 21:23:38

Краткая биография олеша

О, детство давнее! О, краденые дыни И капитан Майн Рид в те дни наивных вер, — Когда на берегу, бродя по красной глине, Я, замирая, ждал разбойничьих галер… Необыкновенная атмосфера знаменитого города способствовала развитию писательского таланта Олеши...

22 04 2024 5:16:27

Краткая биография сёмин

Профессиональный певец стал широко известным на всю страну благодаря песням, написанным для других российских звезд...

21 04 2024 6:49:14

Борьба за власть боярских группировок

малолетний Иван IV Васильевич вступил на великокняжеский престол...

20 04 2024 2:37:20

Краткая биография фирдоуси

Персидский поэт Фирдоуси По решению ЮНЕСКО 2020 год объявлен годом памяти Фирдоуси, великого эпического поэта, «иранского Гомера», умершего тысячу лет назад Текст: Геннадий Литвинцев Фото: wikipemedia/ Шах Сулейман (царь Соломон)...

19 04 2024 21:14:41

Краткая биография казакевич

Впоследствии его отец был журналистом, редактором первых на Украине газет и журналов на еврейском языке...

18 04 2024 5:46:14

Краткая биография менандр

Поэт, получавший призы на фестивалях, слыл мастером новоаттической литературы и продолжателем традиций ученого Эпикура — автора знаменитых философских трудов...

16 04 2024 16:34:12

Краткая биография шукшин

В своих произведениях и кинокартинах, он уделял большое внимание жизни простых людей, благодаря чему ему удалось быстро стать всенародным любимцем...

15 04 2024 21:32:42

15 съезд коммунистической партии

состоялся XV съезд Коммунистической партии...

14 04 2024 15:23:35

Краткая биография гёльдерлин

Johann Christian Friedrich Hölderlin ; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт...

13 04 2024 17:11:55

Краткая биография франк

Это было время, когда в стране процветала бедность из-за упадка экономики...

12 04 2024 3:33:59

Индустриализация национальных республик

Национальные республики и области в целом хаpaктеризуются резким преобладанием аграрного хозяйства над индустриальным...

11 04 2024 1:51:53

Краткая биография гар

Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада»...

09 04 2024 9:49:28

Краткая биография чивилихин

В том же году семья переехала в город Тайга, в котором прошли его детство и юность...

08 04 2024 21:19:37

Краткая биография конрад

Писатель Джозеф Конрад был писателем, которого помнят по романам вроде «Сердце тьмы», которые опирались на его опыт моряка и затрагивали глубокие темы природы и бытия...

07 04 2024 3:26:11

Биография императрицы екатерины ii

Годы жизни: 21...

06 04 2024 17:54:51

Краткая биография липатов

Журналист...

05 04 2024 12:37:50

Краткая биография герцен

Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию...

03 04 2024 19:12:54

Краткая биография санд

В ее произведениях главенствовали идеи свободы и гуманизма, а в душе бушевали страсти...

02 04 2024 12:43:49

Краткая биография саккетти

Содержание Биография Семья А...

01 04 2024 23:11:54

Как была крещена русь?

Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в...

31 03 2024 23:26:53

Краткая биография мариенгоф

В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к театру, увлеченность литературой царили в доме и передались сыну, который в детстве перечитал русскую классику и многое из западной...

30 03 2024 2:57:18

Краткая биография гайдар

Он не только писал книги для детей, но и сценарии, работал журналистом и фронтовым корреспондентом...

29 03 2024 15:19:34

Краткая биография акyнин

Борис Акyнин (настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили)...

28 03 2024 13:28:37

Краткая биография лем

Его книги переведены на 40 языков, продано более 30 млн...

27 03 2024 3:26:55

Краткая биография остин

Примерно с 1930-х годов Англия пережила «всплеск» популярности романов Джейн...

26 03 2024 0:20:27

Краткая биография джером

Джерома Джером Клапка Джером – английский писатель-юморист, драматург – родился 2 мая 1859 года в Уолсолл, графство Стаффордшир...

25 03 2024 8:11:21

Краткая биография олдридж

Мать всегда учила сына быть честным, защищать слабых, любить природу...

24 03 2024 12:34:30

Краткая биография крюс

Отец писателя Людвиг Крюс был электриком...

23 03 2024 21:56:20

Краткая биография песков

Журналист...

22 03 2024 15:40:15

Краткая биография стайрон

Механические сердца [ЛП] Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...

21 03 2024 17:46:55

Краткая биография зайцев

Родился 29 января (10 февраля н...

20 03 2024 20:53:49

Краткая биография саррот

Nathalie Sarraute; при рождении Наталья Ильинична Черняк; 5 (18) июля 1900, Иваново-Вознесенск, Российская империя — 19 октября 1999, Париж, Франция) — французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат...

19 03 2024 10:14:56

Краткая биография фаулз

Знаменит своими романами «Волхв», «Коллекционер» и «Любовница французского лейтенанта»...

18 03 2024 3:12:44

Краткая биография бестужев-марлинский

Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества»...

17 03 2024 23:49:16

Борьба за укрепление колхозов

Матвеев-Курганский район, Северо-Кавказский край...

16 03 2024 18:17:11

Краткая биография екимов

Жизнь и творчество Борис Петрович Екимов (1938 года рождения) относится к знаменитой плеяде русских прозаиков, а также публицистов...

15 03 2024 17:18:57

Завоевания александра македонского в средней азии

Поход в Бактрию и Согдиану Ранней весной 329 года до н...

14 03 2024 20:45:37

Краткая биография шенье

Его отец Луи Шенье был коммерсантом, выходцем из третьего сословия, и выполнял в Турции обязанности торгового консула Франции...

13 03 2024 13:57:50

Краткая биография филиппо

Содержание Биография Филиппо Липпи Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томaзo) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г...

12 03 2024 14:16:49

Духовная и повседневная жизнь в новой россии

Духовная жизнь России в современную эпоху 1...

11 03 2024 11:42:43

Краткая биография янссон

Краткая биография Туве Марика Янссон родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки, тогда на шведский лад называвшемся Гельсингфорсом и входившим в состав Финляндского Княжества Российской империи...

10 03 2024 22:57:19

Краткая биография неверов

1915 — В поселке Сердовино близ Сызрани начато строител...

09 03 2024 9:58:46

Краткая биография лессинг

вместе с И...

08 03 2024 15:26:21

Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана

в развитии промышленности СССР...

07 03 2024 2:16:13

Итоги правления ивана грозного

Правление Ивана 4 привело к изменению множества укладов России, но важнейшие изменения затронули: Положение знати...

06 03 2024 5:28:55

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::