Краткая биография клопшток > США и развитие цивилизации
Либертарианец    

Краткая биография клопшток

Краткая биография клопшток

Краткая биография клопшток

Фридрих Готлиб Клопшток. Биография и обзор творчества

Современником Лессинга был крупный немецкий национальный поэт Фридрих Готлиб Клопшток. Он был борцом за самобытную литературу, зачинателем немецкой гражданской поэзии, прославлявшим в своих одах французскую революцию и подвергавшим критике карликовый немецкий абсолютизм.

Клопшток родился в семье юриста. В школе он приобрел хорошее знание классических языков. В 40-е годы учился на богословском факультете сначала Иенского, а потом Лейпцигского университета. Писать стихи начал еще на школьной скамье.

Юный Клопшток находится под влиянием Бодмера и Брайтин-гера. Еще в школьные годы он задумывает религиозную эпопею о деятельности Христа — «Мессиаду». Первые ее три песни появились в 1748 году и сразу получили широкое признание в Германии. Завершена эпопея была в 1773 году.

«Мессиада» состоит из 20 песен и написана гекзаметром. Поэтический язык ее экспрессивен, метафоричен, отличается лирической взволнованностью. Следуя христианской легенде, Клопшток воспевает подвиг Христа, якобы принявшего мученическую cмepть за спасение человечества. Действие развертывается и на земле, и в аду, и в космосе. Против Христа ополчаются демонические силы, возглавляемые Сатаной. С ними ведут борьбу ангелы.

Клопшток в отличие от эпических поэтов античности главное внимание уделяет не столько внешним событиям, сколько переживаниям своих героев, сторонников Христа. В изображении их радостей и печалей, их гнева и ликования он достиг большой эмоциональной выразительности. Эт° было ново для первой половины XVIII века и производило сильное впечатление.

В «Мессиаде» Клопштока нет, как в «Потерянном рае» Мильтона, завуалированного революционного протеста против феодально-монархического гнета, поэтому Белинский не считал возможным отнесение ее к эпопеям нового времени, которые, по мысли критика, должны выражать прежде всего коренные социальные чаяния народа. Тем не менее Клопшток не остался глухим к требованиям эпохи.

В XVIII песне он грозит страшным судом современным князьям, угнетающим своих подданных и ведущим кровопролитные войны.

С 1751 по 1770 год Клопшток живет в Копенгагене, получая небольшую пенсию от датского короля. Здесь он продолжил работу над «Мессиадой», пишет драмы на библейские темы: «Смерть Адама», «Соломон», сочиняет духовные стихи, оды и т. д. С 1771 года до самой cмepти Клопшток находится в Гамбурге, пользуясь славой патриарха немецкой поэзии.

Лучшие произведения Клопштока овеяны духом патриотизма.

В них защищается идея национального единства, критикуются центробежные стремления немецких правителей. Клопшток часто обращается к героическому прошлому немецкого народа. Он поэтизирует древних германцев, наделяет их высоким патриотическим чувством. Патриотические мотивы весьма сильно звучат в «бардитах» 1 Клопштока, в его драмах о Германе-Херуске: «Битва Германа» (1769), «Герман и князья» (1784) и «Смерть Германа» (1787). Самая значительная из них первая пьеса.

В «бардитах» Клопшток славит подвиг Германа, разбившего легионы римлян в Тевтобургском лесу, осуждает князей, которые, предав национальные интересы германских племен, вошли в сговор с Римом и погубили Германа. По своему замыслу трагедия была связана с современностью, в ней обличалась сепаратистская политика властителей Германии.

В 1774 году Клопшток публикует сочинение «Немецкая республика ученых», в котором пропагандирует идею консолидации всех культурных сил нации. Одновременно Клопшток развивает мысль о гражданском долге писателя, призывает своих собратьев по перу быть независимыми в своих суждениях, писать не для забавы, а для решения вопросов серьезного общественного значения.

Самое значительное поэтическое достижение Клопштока это его оды. Тематика их различна. В них поэт или выражает возвышенные чувства, вызванные созерцанием природы, любовными переживаниями, творческим экстазом, или откликается на важнейшие явления общественной жизни (критикует князей, прославляет героическое прошлое Германии, передает свое отношение к революционным событиям во Франции и т. д.). Как одописец, Клопшток занимал первое место в немецкой литературе. Он ввел в одическую поэзию революционную гражданскую тему, превратив ее в действенное средство подъема национального и социального самосознания народа.

В знаменитой оде «Холм и роща» * (1767) поэт излагает беседу современного писателя с тенями барда и древнегреческого поэта. Каждый из них защищает достоинства своей поэзии. Клопшток принимает принципы самобытного поэтического искусства, отличающегося эмоциональной напряженностью, проникнутого пафосом служения современности. Он предпочитает его творчеству античных мастеров с культом гармоничной изящной формы. Поэтическая программа Клопштока нашла восторженный прием в Геттингенском кружке поэтов, которые после выхода в свет оды стали именовать свое содружество «Союзом рощи».

С наибольшей силой гражданские мотивы в поэзии Клопштока выразились в его одах, посвященных французской революции, которую поэт воспринял как новую эру в истории человечества. Уже в оде «Генеральные штаты» (1788) Клопшток передает свое восхищение французами, называет их своими братьями, зовет своих сограждан последовать их примеру. В годовщину падения Бастилии (1790) Клопшток пишет оду «Они, а не мы», в которой скорбит о том, что не Германия, а Франция первой встала на путь новой жизни Те же мысли развивает он в оде «Познай себя» (1789), где поэт недоумевает по поводу молчания немецкого народа, советует ему проснуться и взяться за дело. Клопшток резко осудил военную интервенцию Пруссии и Австрии против революционной Франции. В оде «Война за свободу» он клеймит позором интервентов, которые хотят огнем и мечом уничтожить освободивший себя народ. За смелые выступления в защиту революции решением Конвента Клопшто-ку в 1792 году было присвоено звание почетного гражданина Французской республики.

Однако впоследствии Клопшток не смог правильно оценить необходимость революционного террора. Пpaктика якобинской диктатуры отпугнула его. Незрелость немецкого бюргерства дала себя знать. В одах «Моя ошибка», «К тени Ларошфуко» Клопшток раскаивается в своих революционных увлечениях. Тем не менее порт не переходит в лагерь реакции, остается на демократических позициях.

Клопшток оставил заметный след в истории немецкой литературы. Как талантливый зачинатель чувствительной, эмоционально напряженной поэзии, как борец за национальную самобытность он явился предшественником писателей «бури и натиска» и романтиков. Штюр-меры продолжили его борьбу за самобытное искусство, за метафорический, эмоционально выразительный язык, его традиции высокой гражданской лирики.

Фридрих Готлиб Клопшток — биография

Фридрих Готлиб Клопшток (нем. Friedrich Gottlieb Klopstock) — немецкий поэт Поэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. Просвещения. Знак зодиака — Рак.

Фридрих Готлиб Клопшток родился 2 июля 1724 года в Кведлинбурге. Его отец был чиновником, который был восторженным поклонником Фридриха II.

Раннее детство Фридрих провел в деревне. Учась в школе, зачитывался [en] критическими и эстетическими статьями Бодмера и Брейтингера, и когда начались разногласия между «швейцарцами» и Готшедом, он вполне сознательно стал на сторону первых, в патриотически-религиозном настроении которых находил выражение собственных убеждений. В Йенском и Лейпцигском университетах он занимался и теологией, и филологией, но не желал сосредоточиться на какой-нибудь специальности, так как собирался быть только поэтом.

Первые песни «Мессиады» Клопшток написал ещё в Йене, сначала прозой. В Лейпциге он познакомился с издателями журнала «Bremische Beiträge» и в 1748 году напечатал там три первые песни своей поэмы, без подписи автора. Они вызвали большой интерес в публике и критике. Бодмер приветствовал их восторженно, найдя в лице Клопштока осуществление своего идеала, немецкого Мильтона. Готшед и его партия, которым не нравился и сам Мильтон, отнеслись к новой поэме более чем холодно.

В том же 1748 году Клопшток принял место домашнего учителя в Лангензальце, где влюбился [en] в свою кузину, которую воспевал под именем Фанни. В 1750 году по приглашению Бодмера поехал в Цюрих и пробыл там около полугода, но личное знакомство между главой литературной партии и наиболее талантливым её представителем скорее отдалило, нежели сблизило их. Бодмер в это время был уже далеко не молод и довольно педантичен. Он воображал, что Фридрих будет проводить все время с ним и умственно питаться его наставлениями, — а Клопшток был полон жизни, любил вино и женское общество. Они расстались очень недовольные друг другом, хотя это и не повлияло на их отношения, как поэта и критика.

В 1751 году поэт поехал через Гамбург в Копенгаген, так как датский король Христиан V, по ходатайству министра Бернсторфа назначил ему 400 талеров ежегодной пенсии впредь до окончания «Мессиады». В Гамбурге он познакомился с талантливой дeвyшкой Маргаритой (Метой) Моллер, которую он позднее воспевал под именем Сидли и на которой он женился в 1754 году (она умерла [en] в 1758, и Клопшток в 1759 издал её сочинения).

«Мессиада» подвигалась вперед довольно медленно, но многочисленные (часто писанные белыми стихами) оды Клопштока: любовные, патриотические, религиозные, небольшие поэмы и «бардиэты» — лирико-драматические пьесы из древнегерманской жизни (хотя и с очень слабым колоритом эпохи) — приобретали ему симпатии публики и благотворно действовали на пробуждение немецкого самосознания. Когда Бернсторф вышел в отставку и переехал в Гамбург, туда за ним последовал и Клопшток (1771), продолжавший получать датскую пенсию. Здесь в 1773 году он окончил «Мессиаду» и издал последние 5 её песен. В конце 1774 он, по приглашению маркграфа баденского, поехал в Карлсруэ, откуда через год вернулся в Гамбург с пенсией. В 1792 году женился на вдове фон Винтгем (Winthem).

Читайте также  Краткая биография киплинг

Драматургия Клопштока

Переводы в России

В России [en] в XVIII столетии и начале XIX произведения Клопштока часто помещались в сборниках и журналах.

В 1807 году Владимир Сергеевич Филимонов (русский чиновник, в 1829-1831 годах архангельский губернатор. Известен также как беллетрист и драматург) перевел его трагедию «Смерть Адама» (М., отдельное издание).

«Мессиаду» перевел прозой Алексей Кутузов (М., 1785—1787; 2-е изд., 1820—1821). Новый перевод этого произведения стихами был выполнен переводчиком, обер-секретарем Синода Степаном Ивановичем Писаревым (СПб., 1868).

Сочинения Фридриха Клопштока

Фридрих Готлиб Клопшток скончался 14 марта 1803 года в Гамбурге. (Ю. М. Каган)

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :

  • Кирпичников Александр Иванович. Клопшток, Фридрих Готлиб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
  • Каган Ю. М. Клопшток // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3: Иаков — Лакснесс. / Главный редактор А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — Стб. 604—605;
  • Каган Ю. М. Клопшток, Фридрих Готлиб // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / главный редактор Александр Михайлович Прохоров. — 3-е издание — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978;
  • Пуришев, Б. И. Клопшток Фридрих Готлиб // Литературная энциклопедия: В 11 томах — М., 1929-1939;
  • Франц Меринг, Ф. Клопшток, в его книге: Литературно-критические статьи, т. 1, М. — Л., 1934;
  • Полные издания его сочинений: Лейпциг, 1798—1817, 1823—1830, 1839, 1844 и 1855. Критического издания до сих пор нет. Важны: Schmidlin, «Erg änzungen zu K’s Sä mmtl. Werken» (Штутгарт, 1839) и Vetterlin, «K’s Oden u. Elegien mit erkl ä renden Anmerkungen» (Лейпциг, 1833);
  • Ср. Döring, «K’s Leben» (Веймар, 1825); Mörikofer, «K. in Zürich» (Цюрих, 1851);
  • Strauss, «K’s Jugendgeschichte» (в «Kleine Schriften»; новое изд., Берлин, 1866); Erich Schmidt, «Ueber K.» (I т. «Neue Reich», 1881, № 2 и 3);
  • Muncker, «Lessings pers önl. u. litt. Verhä ltniss zu K.» (Франкфурт, 1880);
  • Wiegand J., Zur lyrischen Kunst Walthers, Klopstocks und Goethes, Tübingen, 1956.

Материалы в литературной энциклопедии:

  • Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877;
  • Klopstock und seine Freunde, hrsg. von Klamer-Schmidt, 2 Bde, 1810;
  • Briefe von und an Klopstock, hrsg. von Lappenberg, 1867;
  • Auswahl von Muncker, 4 Bde, 1887;
  • Munker Fr., Klopstock, Geschichte seines Lebens und seiner Schriften, 1888 (2 Aufl., Berlin, 1900);
  • Petri F., Kritische Beiträge zur Geschichte der Dichtersprache Klopstocks, Greifswald, 1894;
  • Strich F., Die Mythologie in der deutschen Literatur von Klopstock bis Wagner, Halle, 1910;
  • Wöhlert H., Das Weltbild in Klopstocks ‘Messias’, Halle, 1915;
  • Pieper A., Klopstocks ‘Deutsche Gelehrtenrepublik’, Marburg, 1915;
  • Vietor K., Geschichte der deutschen Ode, München, 1923;
  • Schneider F., Die deutsche Dichtung vom Ausgang des Barock bis zum Beginn des Klassizismus, Stuttgart, 1924;
  • Witzmann K., Klassizismus und Sturm und Drang in den Hermannsdramen Klopstocks, Jena, 1924;
  • Jellinek M. N., Bemerkungen über Klopstocks Dichtersprache, 1924;
  • Schuchard G. C. L., Studien zur Verskunst des jungen Klopstock, 1927.
  • Смотрите других знаменитостей по имени Фридрих.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву Ф (и женщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву К.
  • Значение и происхождение имени Фридрих.
  • Описание мужских имён на букву Ф (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Ф (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • И аналитику букв имени в разработке российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, хаpaктер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

    Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

    Фридрих Готлиб Клопшток

    Фридрих Готлиб Клопшток (нем. Friedrich Gottlieb Klopstock ; 2 июля 1724, Кведлинбург — 14 марта 1803) — один из важнейших немецких поэтов.

    Содержание

    Биография

    Родился в Кведлинбурге, сын чиновника. Религиозное настроение было для него и отечественным, и семейным преданием: в Кведлинбурге была в то время сильная партия пиетистов, а об его отце рассказывают, что, находясь однажды в обществе людей, слишком вольно говоривших о религии, он ударил рукой по шпаге и сказал: «Господа, кто намерен говорить против Бога, тот будет иметь дело со мной». Он был также восторженным поклонником Фридриха II.

    Клопшток провел раннее детство в деревне. Будучи в школе, он зачитывался критическими и эстетическими статьями Бодмера и Брейтингера, и когда начались разногласия между «швейцарцами» и Готшедом, он вполне сознательно стал на сторону первых, в патриотически-религиозном настроении которых находил выражение собственных убеждений. Рано он задумал осуществить собой мечтания Бодмера о близком появлении великого немецкого эпика; сперва хотел остановиться на историческом лице — Генрихе Птицелове, потом стал разpaбатывать план «Мессиады». В Йенском и Лейпцигском университетах он занимался и теологией, и филологией, но не желал сосредоточиться на какой-нибудь специальности, так как собирался быть только поэтом.

    Первые песни «Мессиады» он написал ещё в Йене, сначала прозой. В Лейпциге он сошелся с издателями журнала «Bremische Beitr ä ge» и напечатал там в 1748 3 первые песни своей поэмы, без подписи автора. Они возбудили большой интерес в публике и критике; Бодмер приветствовал их восторженно, найдя в лице Клопштоке осуществление своего идеала, немецкого Мильтона. Готшед и его партия, которым не нравился и сам Мильтон, отнеслись к новой поэме более чем холодно. В том же 1748 Клопшток принял место домашнего учителя в Лангензальце, где влюбился в свою кузину, которую воспевал под именем Фанни. В 1750 он, по приглашению Бодмера, поехал в Цюрих и пробыл там около полугода; но личное знакомство между главой литературной партии и наиболее талантливым её представителем скорее отдалило, нежели сблизило их. Бодмер в это время был уже далеко не молод и довольно педантичен; он воображал, что Клопшток будет проводить все время с ним и умственно питаться его наставлениями, — а Клопшток был полон жизни, любил вино и женское общество. Они расстались очень недовольные друг другом, что, впрочем, не повлияло на их отношения, как поэта и критика.

    В 1751 Клопшток поехал через Гамбург в Копенгаген, так как датский король Христиан V, по ходатайству министра Бернсторфа, назначил ему 400 талеров ежегодной пенсии впредь до окончания «Мессиады». В Гамбурге он познакомился с даровитой дeвyшкой Маргаритой (Метой) Моллер, которую он позднее воспевал под именем Сидли и на которой он женился в 1754 (она умерла в 1758, и Клопшток в 1759 издал её сочинения). «Мессиада» подвигалась вперед довольно медленно, но многочисленные (часто писанные белыми стихами) оды Клопшток: любовные, патриотические, религиозные, небольшие поэмы и «бардиэты» — лирико-драматические пьесы из древнегерманской жизни (впрочем, с очень слабым колоритом эпохи) — приобретали ему симпатии публики и благотворно действовали на пробуждение немецкого самосознания. Когда Бернсторф вышел в отставку и переехал в Гамбург, туда за ним последовал и Клопшток (1771), продолжавший получать датскую пенсию. Здесь в 1773 г. он окончил «Мессиаду» и издал последние 5 её песен. В конце 1774 он, по приглашению маркграфа баденского, поехал в Карлсруэ, откуда через год вернулся в Гамбург с пенсией. В 1792 женился на вдове фон Винтгем (Winthem); умер 14 марта 1803, не пережив своей известности, но пережив популярность.

    «Мессиада»

    «Мессиада» составляет славу Клопштока; но уже во времена Гёте и даже при жизни самого Клопштока справедливо говорили, что её больше хвалят, чем читают. Немецкая нация гордилась ей как великой эпопеей в новом роде, но уже в самом начале XIX в. более наслаждалась сознанием, что у неё есть такая эпопея, нежели чтением её.

    Проникнутая искренней религиозностью, блистающая многими глубоко поэтическими эпизодами, поэма Клопштока в общем — мертворождённое чадо, и главная причина этого в том, что Клопштока — по природе своего таланта, не эпик, а лирик, только приурочивший свой лиризм к эпическому сюжету. Принимаясь за свою поэму, он не изучал ни Палестины, ни людей вокруг себя, а черпал все из своего чувствительного сердца и связывал свои излияния воображением и вкусом, развитым посредством изучения Мильтона и др. эпиков. По справедливому замечанию В. Шерера: «Мессиада» более походит на ораторию из Нового Завета, нежели на поэму. Более непосредственное и сильное влияние оказал Клопшток своими небольшими поэтическими произведениями, которые поражали современников и формой, и содержанием. Язык Клопштока несравненно богаче и свободнее языка всех его предшественников; он — великий мастер одним существительным или эпитетом не только дать ясное и поэтическое представление о предмете, но и возбудить то же настроение, какое было в его душе. Далее, К. почти совсем отказался от рифмы и допускал поразительную свободу размера, причем, однако, благодаря поэтичности, силе и благозвучию его языка, стихи его никогда не бывают похожи на прозу, напечатанную короткими строчками.

    В отношении содержания Клопшток — первый по времени национальный поэт новой Германии, глубоко преданный своей стране и гордый ею. Слепое поклонение древнему миру, не говоря уже о современной Франции или Италии, в его представлении — грех и позор для немца. Он своим примером положил конец рабской подражательности и пустозвонной риторике. Он изгнал из лирики классические божества и взамен их (совсем без богов и богинь обойтись тогда не считали возможным) ввел божества немецкого, вернее — скандинавского Олимпа, хотя сам недавно познакомился с ними, а читателей должен был наставлять посредством подстрочных примечаний. Если его патриотизм был напускным, эта новая мифология и восторженное «поклонение предкам» были бы смешны. Но К. писал только тогда, когда был вдохновлен, и только о том, что вдохновляло его; на миссию поэта он смотрел с глубоким уважением и сумел внушить таковое же публике. С XIV в. и до Клопштока в Германии только в духовной песне находили себе выражение искренняя, сильно возбужденная чувствительность и идеализм, как возношение души над землей. Клопшток перевел их в разнообразные сферы душевной деятельности, в разнообразные формы поэтического творчества; вот почему в минуту полного духовного блаженства Вертер и Лотта выражают свое настроение его именем.

    Переводы

    В России в XVIII столетии и начале XIX произведения Клопштока охотно помещались в сборниках и журналах.

    В 1807 г. В. Филимонов перевел его трагедию «Смерть Адама» (М., отд. изд.).

    «Мессиаду» перевел прозой Алексей Кутузов (М., 1785—1787; 2-е изд., 1820—1821). Новый перевод этого произведения стихами был выполнен С. И. Писаревым (СПб., 1868).

    Клопшток

    Клопшток – Фридрих Готтлиб – первый по времени национальный поэт новой Германии – родился 2-го июля 1724 в Кведлинбурге, городе короля Генриха Птицелова. Отец его был юристом. Духовно религиозное развитие мальчика совершалось под влиянием деятельного, серьезного и религиозно-настроенного родителя, с одной стороны, и бабушки, матери отца с другой. По выходе из монастырской шульпфортской школы Клошиток осенью же 1745 г. поступил в иенский университет для изучения богословия, но 1746 г. перешел в Лейпциг откуда выпущен кандидатом богословия в 1748 г. Умер он в Гамбурге после почти годичной болезни. 14-го марта 1803 г., 79-ти лет от роду.

    Патриотическим и истинно христианским настроением Клопшток превосходил всех своих современников. В редком сочетании в нем соединились: любовь к отечественным героям (см. оды: „Король Генрих“, „Мое отечество“, „Генрих Птицелов“, „Фридрих И, „Королева Луиза“), природе (см. оды, в которых воспевается, катанье на коньках в ясный зимний день, „Цюрихское озеро“, „Фриденсбург“), родине и радость о спасении, покоящаяся на его личном внутреннем стремении к последнему, вере в воскресение мертвых и вечную жизнь, радость о Господе (см. „Мессиаду“, оды: „К Богу“, „ Искупителю“, „ Вездесущему “. „ Созерцание Бога“, „Милосердый“, а также песнью воскресении мертвых). Вильмар говорит, что более, чем за сто лет до Клопштока, христианство евангелической церкви обратилось в учение, в ученость, в мертвую форму привычки. Против этого-то холодного изучения христианства, против этого то мертвого исповедания и выступил с огнем живой веры Клопшток.

    Главным его произведением была „ Мессиада“. Содержание ее, в самых кратких чертах, таково. Христос на. горе Елеонской чувствует приближение Своих искупи- тельных страданий и посылает Гавриила отнести Его молитву к сонму небесных сил (песнь 1-я). Совет демонов в аду, под главенством сатаны и злейшего из духов – Абрамелеха, единогласно (за исключением одного только Абдиэля Аббадоны) обрекает Мессию на cмepть (2). Сатана искушает Иуду (3). После тайной вечери Иисус опять восходит на Елеонскую гору (4), страдает там и страдания Его привлекают кающегося Аббадону (5). Страдальца схватывают, ведут к Анне, Каиафе, Пилату. допрашивают и осуждают на cмepть (6 и 7). Он умирает на Голгофе, окруженный Ангелами и (оживленными для сего) патриархами, пророками и любящими его людьми (8–10). Патриархи, пророки и другие блаженные возвращаются к своим могилам (11). Друзья погребают Мессию (12). Погребенный воскресает (13) и является многим (14). Весть об Его победе над cмepтию распространяется далеко (15). Он судит на горе Фавор души людей со всех концов земли и нисходит в ад. Трон сатаны разваливается. Абрамелех и все осужденные обращаются в скелеты; только Аббадона сохраняет форму падшего ангела (16). Мессия является Фоме (17), дает позволение Адаму видеть последние дни мира и страшный суд, прощает покаявшегося Аббадону (18–19) и среди гимнов Ангелов и блаженных возносится на небеса для сидения одесную Отца (20). Ни одно немецкое сочинение не возбуждало такого удивления и не было встречено современниками с таким восторгом, как „Мессиада“, по крайней мере, – первые три песни ее. И на самом деле. здесь было много нового и прекрасного, а именно: гигантский план, возвышенность мысли. сила и важность языка и, наконец, древний размер стиха (гекзаметр). Элегически-чувствительный тон „Мессиады“ сделался надолго общим настроением. Но, с другой стороны, уже во времена Гете и даже при жизни самого автора многие говорили – и справедливо, – что ее больше хвалят, чем читают. Полная искренней религиозности, многих глубоко-поэтических эпизодов, она все же была чем-то мертворожденным. Будучи по своей природе не эпиком, а лириком, творец „Мессиады“ только приурочивал свой лиризм к эпическому сюжету. Принимаясь за свою поэму, он не изучал ни Палестины, ни окружающих его людей, а черпал все из своего чувствительного сердца и связывал свои излияния воображением и вкусом, развитым посредством изучения Мильтона. Оссиана и других поэтов. Задумав эпопею, героем которой должен быть Иисус Христос, он вынуждался совместить два диаметрально-противоположные по хаpaктеру явления: древний эпос и Евангелие, равно как и их отличительные черты – яркие образы и сильные страсти первого и идею простоты и самоотречения второго. Но, спрашивается, можно ли было соединить в одном произведении подобные противоположности, не нанося ущерба одной на счет другой? Для пополнения пробелов Клопшток измышляет целый ряд лиц и несообразных фактов. Потому-то Гербель советует желающим восхищаться, во что бы то ни стало, „Мессиадой» забыть, что это – эпическая поэма, а читать ее просто, как сборник лирических стихотворений, нисколько не заботясь об их связи. И вообще, критики говорят, что Клопшток ошибся как в выборе предмета поэмы, так и в способе его изложения. Это признавали и более беспристрастные из его современников. Не смотря, однако, на эти недостатки, критика все же признает, что с „Мессиадой» начинается новый период немецкой литературы – национальный. „Поэзия сердца и чувства» Клопштока является желаемым противовесом холодной схоластике и риторике и порождает ту поэтическую струю, которая так сильно бьет в произведениях Шиллера и Гете. Для немецкой поэзии Клопшток оказывается тем же, чем для русской впоследствии времени был Карамзин со свою „Бедною Лизой». Ближайшими последователями Клопштока являются так называемые „серафимские» лирики, библейские эпики и риторические барды, понемногу выступающие в немецкой литературе в последнюю треть ХVIII в. Кроме лирики, несомненно сильное влияние оказал Клопшток и на область языка. Со времени Лютера ни один поэт не был в такой мере, как он, властителем силы и богатства немецкой речи. Часто одно его слово не только дает ясное и поэтическое представление о предмете, но и возбуждает в душе читателя такое же настроение, какое было у поэта. Клопшток создал новую, поэтическую речь, послужившую основой для Гете и Шиллера. Он первый провел мысль, что „возвышенные чувства» должны выражаться и более возвышенным слогом, что и изложил в небольшом сочинении: „Об языке поэзии».

    Источник: Богословская энциклопедия. Том X. / Сост. Н.Н. Глубоковский, издание преемников профессора А.П. Лопухина. С.- Петербург. Тип. Слово. 1909. 470 ст.

    Биография Клопшток Ф.Г.

    Фри́дрих Го́тлиб Кло́пшток (нем. Friedrich Gottlieb Klopstock; 2 июля 1724, Кведлинбург — 14 марта 1803, Гамбург) — один из важнейших немецких поэтов.

    Родился в Кведлинбурге, сын чиновника. Религиозное настроение было для него и отечественным, и семейным преданием: в Кведлинбурге была в то время сильная партия пиетистов, а о его отце рассказывают, что, находясь однажды в обществе людей, слишком вольно говоривших о религии, он ударил рукой по шпаге и сказал: «Господа, кто намерен говорить против Бога, тот будет иметь дело со мной». Он был также восторженным поклонником Фридриха II.

    Клопшток провел раннее детство в деревне. Будучи в школе, он зачитывался критическими и эстетическими статьями Бодмера и Брейтингера, и когда начались разногласия между «швейцарцами» и Готшедом, он вполне сознательно стал на сторону первых, в патриотически-религиозном настроении которых находил выражение собственных убеждений. Рано он задумал осуществить собой мечтания Бодмера о близком появлении великого немецкого эпика; сперва хотел остановиться на историческом лице — Генрихе Птицелове, потом стал разpaбатывать план «Мессиады». В Йенском и Лейпцигском университетах он занимался и теологией, и филологией, но не желал сосредоточиться на какой-нибудь специальности, так как собирался быть только поэтом.

    Первые песни «Мессиады» он написал ещё в Йене, сначала прозой. В Лейпциге он сошелся с издателями журнала «Bremische Beiträge» и напечатал там в 1748 3 первые песни своей поэмы, без подписи автора. Они возбудили большой интерес в публике и критике; Бодмер приветствовал их восторженно, найдя в лице Клопштока осуществление своего идеала, немецкого Мильтона. Готшед и его партия, которым не нравился и сам Мильтон, отнеслись к новой поэме более чем холодно. В том же 1748 Клопшток принял место домашнего учителя в Лангензальце, где влюбился в свою кузину, которую воспевал под именем Фанни. В 1750 он, по приглашению Бодмера, поехал в Цюрих и пробыл там около полугода; но личное знакомство между главой литературной партии и наиболее талантливым её представителем скорее отдалило, нежели сблизило их. Бодмер в это время был уже далеко не молод и довольно педантичен; он воображал, что Клопшток будет проводить все время с ним и умственно питаться его наставлениями, — а Клопшток был полон жизни, любил вино и женское общество. Они расстались очень недовольные друг другом, что, впрочем, не повлияло на их отношения, как поэта и критика.

    В 1751 Клопшток поехал через Гамбург в Копенгаген, так как датский король Христиан V, по ходатайству министра Бернсторфа, назначил ему 400 талеров ежегодной пенсии впредь до окончания «Мессиады». В Гамбурге он познакомился с даровитой дeвyшкой Маргаритой (Метой) Моллер, которую он позднее воспевал под именем Сидли и на которой он женился в 1754 (она умерла в 1758, и Клопшток в 1759 издал её сочинения). «Мессиада» подвигалась вперед довольно медленно, но многочисленные (часто писанные белыми стихами) оды Клопштока: любовные, патриотические, религиозные, небольшие поэмы и «бардиэты» — лирико-драматические пьесы из древнегерманской жизни (впрочем, с очень слабым колоритом эпохи) — приобретали ему симпатии публики и благотворно действовали на пробуждение немецкого самосознания. Когда Бернсторф вышел в отставку и переехал в Гамбург, туда за ним последовал и Клопшток (1771), продолжавший получать датскую пенсию. Здесь в 1773 г. он окончил «Мессиаду» и издал последние 5 её песен. В конце 1774 он, по приглашению маркграфа баденского, поехал в Карлсруэ, откуда через год вернулся в Гамбург с пенсией. В 1792 женился на вдове фон Винтгем (Winthem); умер 14 марта 1803, не пережив своей известности, но пережив популярность.

    Последователи стиля Клопштока, «барды», воспевали прошлое Германии. Одним из них был известный поэт Карл Кречманн.

    «Мессиада» составляет славу Клопштока; но уже во времена Гёте и даже при жизни самого Клопштока справедливо говорили, что её больше хвалят, чем читают. Немецкая нация гордилась ей как великой эпопеей в новом роде, но уже в самом начале XIX в. более наслаждалась сознанием, что у неё есть такая эпопея, нежели чтением её.

    Проникнутая искренней религиозностью, блистающая многими глубоко поэтическими эпизодами, поэма Клопштока в общем — мертворождённое чадо, и главная причина этого в том, что Клопшток — по природе своего таланта, не эпик, а лирик, только приурочивший свой лиризм к эпическому сюжету. Принимаясь за свою поэму, он не изучал ни Палестины, ни людей вокруг себя, а черпал все из своего чувствительного сердца и связывал свои излияния воображением и вкусом, развитым посредством изучения Мильтона и др. эпиков. По справедливому замечанию В. Шерера: «Мессиада» более походит на ораторию из Нового Завета, нежели на поэму. Более непосредственное и сильное влияние оказал Клопшток своими небольшими поэтическими произведениями, которые поражали современников и формой, и содержанием. Язык Клопштока несравненно богаче и свободнее языка всех его предшественников; он — великий мастер одним существительным или эпитетом не только дать ясное и поэтическое представление о предмете, но и возбудить то же настроение, какое было в его душе. Далее, К. почти совсем отказался от рифмы и допускал поразительную свободу размера, причем, однако, благодаря поэтичности, силе и благозвучию его языка, стихи его никогда не бывают похожи на прозу, напечатанную короткими строчками.

    В отношении содержания Клопшток — первый по времени национальный поэт новой Германии, глубоко преданный своей стране и гордый ею. Слепое поклонение древнему миру, не говоря уже о современной Франции или Италии, в его представлении — грех и позор для немца. Он своим примером положил конец рабской подражательности и пустозвонной риторике. Он изгнал из лирики классические божества и взамен их (совсем без богов и богинь обойтись тогда не считали возможным) ввел божества немецкого, вернее — скандинавского Олимпа, хотя сам недавно познакомился с ними, а читателей должен был наставлять посредством подстрочных примечаний. Если его патриотизм был напускным, эта новая мифология и восторженное «поклонение предкам» были бы смешны. Но К. писал только тогда, когда был вдохновлен, и только о том, что вдохновляло его; на миссию поэта он смотрел с глубоким уважением и сумел внушить таковое же публике. С XIV в. и до Клопштока в Германии только в духовной песне находили себе выражение искренняя, сильно возбужденная чувствительность и идеализм, как возношение души над землей. Клопшток перевел их в разнообразные сферы душевной деятельности, в разнообразные формы поэтического творчества; вот почему в минуту полного духовного блаженства Вертер и Лотта выражают своё настроение его именем.

    В России в XVIII столетии и начале XIX произведения Клопштока охотно помещались в сборниках и журналах.

    В 1807 году В. С. Филимонов перевел его трагедию «Смерть Адама» (М., отд. изд.).

    «Мессиаду» перевел прозой Алексей Кутузов (М., 1785—1787; 2-е изд., 1820—1821). Новый перевод этого произведения стихами был выполнен С. И. Писаревым (СПб., 1868).

    Библиография

    — Мессиада, прозаический перевод А. Кутузова, 2 чч., М., 1785—1787 (изд. 2-е, 4 чч., М., 1820—1821).
    — Мессиада, перевод в стихах С. И. Писарева, 3 чч., СПБ., 1868.
    — Смерть Адама, перевод В. Филимонова, М., 1807.


Краткая биография новалис

Novalis , псевдоним, настоящее имя — Фри́дрих фон Га́рденберг Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg ; 2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий писатель, поэт, мистик...

26 04 2024 5:31:49

Блокада крыма и дальнейшие боевые действия черноморского флота

75 лет назад, 8 апреля 1944 года началась Крымская наступательная операция, и уже к 13 апреля большая часть полуострова была освобождена от нацистов...

24 04 2024 11:20:44

История россии 1985-1990 годов

1985–1990 Горбачев и перестройка Глава 33...

23 04 2024 21:37:32

Краткая биография элиот т. с.

Он был сторонником модернизма в поэзии...

22 04 2024 23:39:25

Аскольд и дир — выдающиеся правители киева

Тем не менее жизнь и судьба варягов-правителей, вписываются цельным фрагментом в историю рождения государства Киевская Русь...

21 04 2024 15:35:37

Краткая биография солженицын

Он противостоял социалистическому строю, не желал прозябать «во лжи», стал образцом нравственности, авторитетом для русских людей...

20 04 2024 3:16:20

Краткая биография крестовский

Всеволод Крестовский – талантливый писатель, интересный человек...

18 04 2024 6:56:59

Краткая биография ростан

Свое детство Эдмон провел так же в Марселе...

17 04 2024 8:35:29

Краткая биография слуцкий

NET Саморазвитие в любом формате! Слуцкий Борис Абрамович краткая биография Слуцкий Борис Абрамович, книги, биография, цитаты...

16 04 2024 2:23:53

История денежных реформ русского государства

«Московки» и «новгородки» Инициированная матерью Ивана Грозного Еленой Глинской денежная реформа была мерой вынужденной: политическое «собирание земель русских» вокруг московского центра требовало унификации денежного обращения...

15 04 2024 7:24:11

Боевые действия партизан

Партизаны передают жителям деревни Антоново сводку Совинформбюро...

14 04 2024 7:59:29

Краткая биография ли ю.

Lee Kuan Yew, или Lee Kwan-Yew ; кант...

12 04 2024 11:49:27

Краткая биография шекспир

Уильям Шекспир (William Shakespeare, англ...

11 04 2024 23:47:27

Завоевание государств средней азии

Закрепившись в Индии, британцы рассчитывали распространить своё влияние на Афганистан и Среднюю Азию...

10 04 2024 21:46:59

Краткая биография лагерлёф

Но писательница, как Феникс, восстала из пепла, преодолела немощь, одиночество и бедность...

08 04 2024 18:42:49

Краткая биография фраерман

Содержание Биография Родился в бедной еврейской семье...

07 04 2024 6:34:56

Краткая биография франклин

Она называлась «Скромное исследование о природе и необходимости бумажных денег»...

06 04 2024 7:58:23

Краткая биография мaндельштам

Родился Осип в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Мандельштама, который занимался производством перчаток...

05 04 2024 3:49:42

Краткая биография житков

В семье уже росло три сестры: Вера, Саша и Надя...

04 04 2024 3:21:27

Краткая биография васильев

Родился в мае 1924 года...

03 04 2024 4:41:56

Краткая биография гольдони

Произведения автора написаны как образцы commedia dell’arte...

02 04 2024 14:34:28

Краткая биография борхес

Родился в городе Буэнос-Айрес...

01 04 2024 1:31:51

Краткая биография захер-мaзoх

Разбираемся в причудах крестного отца садомaзoхизма Украинский след В эпоху выхода БДСМ-культуры из подполья особенно важно знать, с чего она начиналась и кем были ее эпонимы...

31 03 2024 4:48:31

Краткая биография пантелеев

Пантеле́ев (настоящее имя — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев [1] , 9 (22 августа) 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1988, Ленинград) — русский советский писатель...

30 03 2024 7:34:48

Изменения в общественном сознании. нюрнбергские процессы.

Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей...

29 03 2024 21:43:23

Балтийский флот и его борьба против морских перевозок врага

Кто виноват в гибели Балтийского флота? В августе 1941 года во время эвакуации из Таллина в Ленинград, в ходе так называемого Таллинского прорыва, погибла почти треть Балтийского флота и более двенадцати тысяч военных и гражданских...

28 03 2024 13:51:36

Краткая биография андрич

Иво Андрић/Ivo Andrić ), ; 9 октября 1892, Долац (ныне в черте Травника), Босния, Австро-Венгрия — 13 марта 1975, Белград, Югославия) — югославский писатель и дипломат, родившийся на территории современной Боснии и Герцеговины...

27 03 2024 18:38:39

Краткая биография бах

Его семья состояла из профессиональных музыкантов...

26 03 2024 8:11:59

Краткая биография антонович

Родился в 1834 году (по другим сведениям в 1830 году), в дворянской, хотя и безземельной, семье Киевской губернии...

25 03 2024 17:12:22

Аграрный вопрос и позиции партий в годы первой русской революции

Становление российского парламентаризма...

23 03 2024 11:46:10

Краткая биография сорель

(194) Рецензии, критика, отзывы (109) Зарубежная литература (88) Новинки литературы (54) Литературные герои (17) Российские писатели (11) Книжные цитаты (10) Зарубежные писатели (7) Русская литература (5) История моды...

22 03 2024 18:56:53

Краткая биография лесков

Родился писатель в Городе орле...

21 03 2024 6:26:12

Краткая биография петрарка

Франческо Петрарка — выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г...

20 03 2024 0:43:45

Краткая биография лихоносов

Топки Кемеровской области...

19 03 2024 17:54:17

Краткая биография квинт гораций флакк

Его перу принадлежит ода «Памятник», увековеченная в переложениях и переводах великих русских писателей...

18 03 2024 0:15:55

Карта: внешняя политика ивана iii

Известный на весь мир Николай Карамзин ставил этого правителя за его заслуги перед государством даже выше, чем Петра Великого Первого...

17 03 2024 4:30:25

Краткая биография хемингуэй

Мать Эрнеста слыла весьма эксцентричной и эмоциональной женщиной, в то время как отец мальчика, напротив, был весьма замкнутым и суровым мужчиной...

16 03 2024 8:24:39

Краткая биография катаев

Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь...

15 03 2024 13:17:59

Краткая биография крапивин

Содержание 1 Владислав Крапивин / Биография 2 Владислав Крапивин / Книги 3 Владислав Крапивин / Книги в Национальной электронной детской библиотеке 4 Диафильмы 5 О жизни и творчестве 6 Экранизации 7 Награды и премии 8 Музеи Владислав Крапивин / Биография Владислав Крапивин родился и вырос в Тюмени...

14 03 2024 10:35:33

Краткая биография ерофеев в

Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954...

13 03 2024 20:18:45

Краткая биография лагерквист

Лагерквист писал стихи, пьесы, романы, рассказы, эссе и значительных выразительной мощи и влияния его на 20 лет в начале своего покойного 70s...

12 03 2024 22:54:22

Краткая биография ильф и петров

Ну, а образование потом, конечно же, в Москве получать...

11 03 2024 14:41:29

История россии в картах

Часть1...

10 03 2024 15:14:48

Краткая биография франс

Настоящее имя писателя — Франсуа Анатоль Тибо, место рождения — Париж, Франция...

09 03 2024 15:40:25

Еще:
Соединенные Штаты -1 :: Соединенные Штаты -2 :: Соединенные Штаты -3 :: Соединенные Штаты -4 :: Соединенные Штаты -5 ::